09.12.1999
Вчера в Бетховенском зале Большого театра были объявлены лауреаты Российской независимой премии поощрения высших достижений литературы и искусства "Триумф". По уставу премии она присуждается "выдающимся представителям искусства независимо от места жительства и гражданства". На этот раз "Триумф" получили писатель Василь Быков, драматург Александр Володин, дирижер Валерий Гергиев, актриса Марина Неелова, актер и режиссер Вячеслав Полунин. Отвечая на вопросы журналистов, координатор жюри Зоя Богуславская отметила, что "Триумф" был и остается явлением художественной жизни, а не аргументом одной из противоборствующих сторон в ходе предвыборной политической борьбы. "Борис Березовский никогда не упоминал "Триумф" как аргумент в свою пользу. Мы не ощущаем никакого давления с его стороны как в выборе лауреатов, так и в других вопросах".
02.12.1999
В конце 80-х партийные "отцы" Витебска решали вопрос: достоин ли Марк Шагал признания в родном городе как великий художник или нет? Решение было единогласное - ни в коем случае. Примерно в это же время в городе без балетных традиций возник танцевальный фестиваль. Ныне в Витебске существуют два музея Шагала и проводятся Шагаловские чтения, а фестиваль, испытав искус эстрадного и бального танца, превратился в международный смотр современной хореографии.
05.11.1999
Фестиваль искусств "Новая Европа-99" прошел в Нью-Йорке под знаком интереса к грандиозной "исторической провокации" - событиям новейшей европейской истории за последние 15 лет. Организаторы увлеклись рассуждениями о том, как изменился образ старушки Европы в местном сознании. Раньше стереотип состоял из ряда "открытки из отпуска - взгляд из окна трансконтинентального экспресса - монархии и империи - мировые войны и железный занавес - тени Черчилля, де Голля, Маркса, Пикассо, Джойса и Дягилева".
02.11.1999
После двухлетнего перерыва, вызванного рождением сына, на сцену Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко вновь вышла его прима-балерина Татьяна Чернобровкина. Очередное "Лебединое озеро" в связи с этим воспринималось как премьера: в главной партии - одна из лучших Одетт-Одиллий России. На Чернобровкину специально ходят ценители - на "Жизель", "Дон Кихота", "Эсмеральду", "Корсар", "Шопениану"... Многочисленные поклонники и друзья таланта Чернобровкиной - те, кто за эти годы часто звонили в театр, спрашивая, когда же наконец вернется в искусство их любимая балерина, - аплодировали на спектакле так, что временами не было слышно музыки.
20.10.1999
Фестиваль был примечателен тем, что обозначил разность российской и западной ментальности в отношении к новейшему искусству танца. Им малоинтересно обсуждать понятия "уровень спектакля" или "профессионализм артиста", они готовы приветствовать любое начинание и предпочитают говорить о "расширении опыта" и "исследовании возможностей".