0
1180
Газета Культура Интернет-версия

02.12.1999 00:00:00

Молитвы Будды на родине Шагала

Тэги: Витебск, Шагал, танец, фестиваль


Балет "Свадебка" екатеринбургской группы "Провинциальные танцы" получил первую премию фестиваля.
Фото Игоря Гусакова

В КОНЦЕ 80-х партийные "отцы" Витебска решали вопрос: достоин ли Марк Шагал признания в родном городе как великий художник или нет? Решение было единогласное - ни в коем случае. Примерно в это же время в городе без балетных традиций возник танцевальный фестиваль. Ныне в Витебске существуют два музея Шагала и проводятся Шагаловские чтения, а фестиваль, испытав искус эстрадного и бального танца, превратился в международный смотр современной хореографии. Организаторы (автор идеи и директор фестиваля - Марина Романовская) говорят о витебских традициях художественного авангарда, мистически пролагающих себе дорогу через три четверти века: в 20-х годах здесь работали не только Шагал, но и Малевич с Лисицким, Суэтиным и Чашником. Сегодня нет идеологических проблем, но есть финансовые, и спонсоры в лице автомобильной фирмы рекламно разъезжали на своих авто по сцене во время заключительного концерта. Зрители радовались, что спонсор "Белвест" уклонился от распродажи обуви в процессе церемонии награждения...

Плюсы фестиваля: неподдельный энтузиазм, жажда изобретательства, даже если получается велосипед; умение выжить в сложных социальных условиях. Но проблемы прежние: слабое знание техники современного танца. В России до сих пор ни одно государственное учебное заведение не готовит соответствующих специалистов. Профессиональная подготовка ведется в каждом регионе на свой страх и риск и лишь периодически подогревается мастер-классами, организуемыми в Москве и по СНГ во время различных фестивалей - их в последнее время стало довольно много. Как следствие - частый разрыв между благими намерениями постановщика и возможностями исполнителей, не умеющими донести до зрителя авторский замысел в полном объеме. Мало кто умеет и хочет ставить "в музыке", она используется грубо, как прикладной - эмоциональный или ритмический - фон. Фонограмма делается в лучшем случае на уровне компьютерного микста, в худшем - как Бог на душу положит, т.е. склеиваем вразнобой все подряд. Другая проблема - стандартность пластического и постановочного мышления. Из номера в номер, из балета в балет кочевали социальные персонажи: корявые бабы и кочевряжистые мужики, выясняющие отношения на сцене; абстрактные "потоки сознания", похожие друг на друга у разных авторов; отанцованные глюки; вялое "самовыражение" эксгибиционистского толка, подменяющее грамотную композицию и организацию сценического пространства - зрелищем типа "немного попрыгать, немного поползать, немного поработать с предметом" (в этом сезоне в Витебске особенно модны тазы, емкости для жидкостей и свадебные костюмы - белое платье невесты и черное одеяние жениха). С другого бока - развлекательные шоу для ночных клубов, слегка закамуфлированные под "современный танец", или переодетый в новую униформу старый добрый драмбалет, когда пересказ сюжета идет не с помощью классических па, а с корчами, пробегами и воплями.

Фестиваль проходит в три тура: предварительный видеоотбор оргкомитета и два очных просмотра, когда международное жюри отбирает в финал как одноактные балеты, так и миниатюры. Присуждается Гран-при с вручением пяти тысяч долларов, по одной первой, второй и третьей премии (с призовым фондом соответственно 3, 2 и 1 тысяча). Нет четкой концепции - в сферу фестивальных интересов входит все, будь то модерн-данс, контемпорари-данс, даже неоклассика и полуэстрадные номера, поставленные с применением "свободной пластики". Учитывая то, что российская современная хореография имеет от роду лет десять, - это нормально. С другой стороны, сами хореографы и артисты испытывают определенный дискомфорт: на встрече прессы с участниками прозвучала фраза о странности "соревнования боксеров, лыжников и пловцов" и пожелание другого принципа - системы номинаций, в рамках которых могли бы соотноситься однотипные постановки. При существующем положении вещей размываются и принципы оценки у жюри, о чем свидетельствовала пресс-конференция, состоявшаяся по итогам второго тура.

Напрасно журналисты пытались добиться от членов ареопага ответа на вопрос "каковы ваши критерии оценки как экспертов?". Председатель жюри Валентин Елизарьев, хореограф и директор Большого театра балета Белоруссии, отвечал коротко и ясно: "Должно быть талантливо и художественно". Бывший наш соотечественник Леонид Козлов (танцовщик Большого театра, ставший невозвращенцем на гастролях ГАБТа в Америке одновременно с Александром Годуновым) объяснил изумленным журналистам, что обращение российских хореографов к фольклору вызвано исключительно незнанием богатого мира западного танца, и ратовал за элегантность на сцене, возмущаясь отсутствием таковой в современной хореографии ("все друг друга толкают и пихают"). Пермский хореограф Евгений Панфилов, еще недавно сам выступавший в Витебске как участник, сказал, что оценивает преимущественно по принципу "нравится - не нравится". Бенджамин Феликсдал, европейский педагог джаз-танца, отталкивался от качества исполнения, что было странно: по уставу витебского смотра это конкурс не танцовщиков, но произведений. Подобная ситуация, напоминавшая бессмертную басню о лебеде, раке и щуке, привела к тому, что список финалистов, прошедших на третий тур, несколько обескуражил.

Жюри допустило к финалу танцевальный дамский роман москвички Марины Никитиной про жизнь Эдит Пиаф; эпизод "Глаз" из спектакля "Пороги вниз" театра танца "Эльта" из Ельца - произведения, вызывающего раздумья: имеется ли в виду просто глаз или третий глаз и что в обоих случаях означают бесчисленные сценические аллегории? Московские коллеги также не могли понять, почему банально-претенциозная работа московской труппы "Нота бене" - "Любовь. Одиночество. Выбор" - прошла, а тонко исследующая психомоторику тела композиция "Parts" эстонской группы "Fine 5 danse theatre" - нет. И как случилось, что дуэт группы "Территория свободного движения", отвергнутый жюри, получил подписку на журнал "Балет", а не одну из главных наград, несмотря на то, что танец Ирины Долголенко был одним из самых профессиональных на фестивале, а хореография Ким Франк - одной из самых интересных. Екатеринбургская группа "Киплинг" с разработанной эстетикой "лирического концепта" была также отвергнута жюри после второго тура и награждена лишь призом московской прессы, организованным по собственной инициативе. "Киплинги" обживают постсоветский социум где-то в русле "Фундаментального лексикона" Гриши Брускина или, к примеру, творчества Петра Мамонова, ощущая современную жизнь как трагифарс-ритуал, но добавляют к этому не только глобальное чувство юмора, но - в чем и состоит их главное очарование - сильную примесь естественной наивности. Их отрывок из балета "Мальчики - направо, девочки - налево", миниатюра "Жизнь длиною в строчку", поставленная к юбилею Пушкина, и "Песенка о жене" на музыку Александра Вертинского произвели большое впечатление именно потому, что авторы хореографии Наталья Левченко и Евгений Мартьянов не собирались брутально иронизировать или с чем-то стильно поиграть. Они сработали, как пара новейших Руссо-таможенников: сделали нечто, все посчитали результат детским, а он оказался очень даже взрослым.

Третью премию фестиваля получил балет Кинетического театра Саши Пепеляева (Москва) "Что такое морская капуста?". Подозреваю, что решение жюри не в последнюю очередь было вызвано чувством облегчения, когда после череды обманчиво-расслабленных "пляжных" танцев на музыку сентиментальных средиземноморских песенок возник финал - словесный монолог (отрывок из романа Саши Соколова "Палисандрия"). И все перестали ломать голову, потому что было наконец объяснено, при чем тут вообще морская капуста. Второй награды удостоен Челябинский театр современного танца со спектаклем "Ты есть у меня, или Тебя у меня нет" (хореограф Ольга Пона). Здесь осваивается популярная в современных спектаклях ситуация: любовь-раздрай как повод для пластического отображения. С соответствующими художественными средствами: современно-лирические движения сменяются противоположными по духу и букве - и обратно, а хореография призвана создавать одиночество в толпе и отчаянный поиск родственных душ. Первую премию - и вполне заслуженно - взяли екатеринбургские "Провинциальные танцы" со своей "Свадебкой". Взгляд на мощь Стравинского у хореографа Татьяны Багановой - это, согласно музыке, поиск адекватной мощи в древнем обычае. Но в отличие от Брониславы Нижинской, гениально поставившей "Свадебку" в 20-е годы также на основе славянского фольклора, Баганова не следует буквальности партитуры. Ее обернутые холстиной персонажи свободно существуют в полифонии Стравинского, где они могут столь же истово соблюдать правила (торжественно остригать волосы и мыть невесте ноги, если положено готовить ее к свадьбе, торжественно выть, если положено ее "оплакивать"), как и истово эти правила нарушать. Колючие иголки багановской пластики - микрокосм, ее концепция - особое язычество, в котором "я" уже может и противостоять хору.

Гран-при третий год подряд в Витебске получают китайские танцовщики, они показали три проекта, где зрители увидели руки молящегося Будды и символическое расчесывание мыслей большим красным гребнем. Лауреатами стали Ли Ханзонг и Гаоян Джинзи (она же - автор постановки "Миры", удостоенной этой награды). Безусловный профессионализм исполнителей и смесь восточной метафизики с западной техникой и манерой танца дали гостям преимущество, хотя о достоинствах хореографии можно спорить. Как и о том, почему именно китайский номер удостоен в Витебске Гран-при. Во всяком случае, недавние братья по соцлагерю обогнали нас в развитии современного танца - там его уже серьезно преподают в хореографических училищах и театральных институтах.

Витебск-Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
401
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
455
Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Андрей Мельников

0
263
Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

0
350

Другие новости