0
683
Газета Телевидение Интернет-версия

11.12.1999 00:00:00

КОМПАС В ДЖУНГЛЯХ


ДВЕ ПЕРЕДАЧИ свел, надо полагать, случай. В понедельник канал "Культура" показал Михаила Лавровского в передаче "Времена не выбирают" (режиссер Людмила Гордиенко). Во вторник ОРТ в самый прайм-тайм запустило очередную "Жизнь замечательных людей" с Игорем Моисеевым (режиссер Ирина Голубева). Вольно или невольно образовалось поле для сопоставлений. Прежде всего потому, что обе программы сделали упор не на саму профессию героя, а на ее отражение в социуме. Как живет сегодня бывший премьер Большого театра, для которого, как и для всякого артиста, болезненно само сочетание слов "премьер" и "бывший"? Как ощущает мир патриарх российского искусства, и в 90 с лишним успешно продолжающий делать то же дело, что и шестьдесят лет назад? Монологи на фоне времени звучали в унисон тексту песенки Сергея Никитина на стихи Кушнера, использованной в первой передаче, - "времена не выбирают".

Михаил Лавровский поразил отчаянной откровенностью и не менее отчаянной грустью. Похоже, что, будь у него возможность, он все-таки выбрал бы себе время. Самые любимые годы - "шестидесятые и первая половина семидесятых". Тот период жизни, когда человек и артист Лавровский был юн, полон надежд и познал признание. Для Лавровского прошлое - незыблемая крепость, современность - нечто пугающее и колеблющееся: типичный для многих расклад, сопровождаемый ностальгией по недавней истории.

Сбивчивые монологи героя о том, что он "человек советского воспитания", перемежаются кадрами хроники из эпохи, когда наш балет был объектом идеологической гордости и одним из главных предметов экспорта. Первое исполнение "Лебединого озера" комсомолкой Плисецкой. Репетиция Лавровского в ГАБТе с Натальей Бессмертновой: у нее модная прическа тех лет "бабетта", пучок под героиню Брижит Бардо. Гастрольный триумф в Париже. Голос Лавровского: "Страну принимали по нам. Успех был такой, что сотрудники советского посольства просили постоять нас рядом - чтобы иметь возможность поговорить с нужным им европейским начальником, который не принимал этого конкретного совчиновника, а тут у нашего дипломата появится повод заговорить, потому что господин непременно подойдет с поздравлениями к артистам Большого театра".

Сегодняшняя реальность Лавровского: "Джунгли. Мне стыдно сказать, что я был артистом балета, - в ответ слышу пренебрежительное: "Дрыгали ногами на сцене..." Горечь за молодежь ГАБТа, по-прежнему "лучшего театра в мире", но лишенного спасительной опеки государства, за встреченных на улице бомжей-интеллигентов, говоривших между собой по-французски... Лавровскому неуютно, он переживает подлинную драму, ощущая себя романтиком в неромантическом мире и рождая у зрителей горькие мысли о том, что итог избыточного энтузиазма всегда один - избыточное разочарование. Жаль, что танцовщик не противопоставил всему этому единственный глобальный противовес - танец, фрагментами рассыпанный по фильму. Это впечатляет сегодня так же, как и много лет назад.

Самая, может быть, простительная слабость любого, не очень молодого человека (и тем более артиста) - ставить знак равенства между успехами собственной молодости и понятием "тогда всем было лучше". Но старик Игорь Моисеев этого не делает. Он имеет такой опыт, что и хорошего и плохого хватит на несколько жизней. Но Моисееву и сегодня интересно жить. По его собственным словам, "работа не дает повода для преждевременной смерти". Результаты этой работы - здесь же: арагонская хота, танец аргентинских пастухов - гаучо, легендарные "Партизаны", балет "Ночь на Лысой горе"...

Его наблюдения остры, высказывания откровенны: "Отдыхал недавно в Барвихе, рядом с политической элитой - ни одного шахматиста. А "козла" забивают. Это говорит об уровне..." На экране у Моисеева усталое лицо и глаза мудреца, понимающего, что "испытание славой мало кто может выдержать". Он, кажется, выдержал. Благодаря тому, что в творчестве никогда не ставил телегу (собственное тщеславие) впереди лошади (работы). Его ансамбль был открыт в 1937 году, день в день столетия со дня смерти Пушкина. Моисеев и при Сталине, и при Ельцине делал народный танец явлением высокого искусства - а потом получал заслуженный успех. Балетмейстер с 24 лет, Моисеев гордится не фотографиями с Гагариным и встречами с Марлен Дитрих, а своим балетом "Спартак" и тем, что в молодости мог танцевать и классический, и характерный репертуар Большого театра.

Передачи хороши тем, что напоминают: как ни крути, а получается, что компас в джунглях - все-таки искусство. Даже финансируемое по остаточному принципу.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
400
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
454
Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Андрей Мельников

0
261
Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

0
349

Другие новости