ТЕАТР "Школа драматического искусства" пригласил шведского хореографа Эву Лилья. Она будет ставить сцендвижение в спектакле "Моцарт и Сальери". Но перед этим гостья привезла в Москву своих танцовщиков - с тем чтобы продемонстрировать свой метод и стиль в больших отрывках из спектакля "Byen Viso". Постановка, которая на недавней премьере в Стокгольме прошла по полной программе - со световой партитурой и декорациями в виде прозрачного конуса и черных драпировок, в Москве была показана в аскетичном варианте. Только пустая сцена, хореография и фонограмма, в которой смешаны звуки портового города - автомобильные потоки в час пик, взревывания взлетающих самолетов, мощь океанского прибоя (это - особенно). Особо подчеркнут скандинавский аспект: тамошние гавани с длинной прибрежной линией - преградой, оказывается - "исполнены атмосферы страстного желания и ожидания". Спектакль в целом делали скандинавы: кроме шведского хореографа - датский поэт (автор либретто), исландец, написавший музыку, и костюмы шведской художницы.
Идея автора состояла в том, чтобы поместить пять танцовщиков (трех женщин и двух мужчин) в условия некого города: "Byen Viso" есть, по замыслу, маленькая коммуна на берегу моря, в которой географическая открытость не всегда поддержана открытостью социальной. Задача артистов - пластически продемонстрировать процесс постепенного душевного раскрытия, даже разоблачения, избавляясь тем самым от фобий и комплексов.
Танцовщики Эвы Лилья хорошо обучены двигаться и особенно - хорошо падать, но кажется, что они специально взяты с улицы - для большей достоверности в визуальном городе не нужны хорошие фигуры. А нужны естественные - толстые, тонкие, сутулые и прямо держащиеся, как в жизни. И движения возникают из самой распространенной в быту позиции ног, в танцах именуемой шестой, когда ступни стоят параллельно друг другу. Хореография строится на сочетании житейского и танцевального: походка вразвалочку, запрыгивания на партнера, свободное хождение... Что здесь вопль - крик отчаяния или естественный выход энергии в процессе экстатических телодвижений? Что сопение - признак усталости от танца или от жизни? Руками изображают полет чаек, трясутся мелкой дрожью, громко икают, молча сидят на подоконнике или стоят, подпирая стены. Эстетика безобразного и клаустрофобия как состояние духа. Сон - явь. Эва Лилья любит тему воды. В ее постановке вода - это и морской простор, и сточные потоки.
В премьере под конец века аккумулированы все художественные приемы и печально-абсурдистские проблемы, которые сильно волновали этот век. Но - что примечательно - с поклоном в сторону грядущих надежд. В спектакле "Byen Viso" руку упавшему протягивает тот, кто толкнул. И поднимает человека тот, кто уронил.