0
2312
Газета Культура Интернет-версия

02.11.1999 00:00:00

Лебедь навсегда

Тэги: балет


Одетта - Татьяна Чернобровкина.
Фото Вадима Лапина

ПОСЛЕ двухлетнего перерыва, вызванного рождением сына, на сцену Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко вновь вышла его прима-балерина Татьяна Чернобровкина. Очередное "Лебединое озеро" в связи с этим воспринималось как премьера: в главной партии - одна из лучших Одетт-Одиллий России. На Чернобровкину специально ходят ценители - на "Жизель", "Дон Кихота", "Эсмеральду", "Корсар", "Шопениану"... Многочисленные поклонники и друзья таланта Чернобровкиной - те, кто за эти годы часто звонили в театр, спрашивая, когда же наконец вернется в искусство их любимая балерина, - аплодировали на спектакле так, что временами не было слышно музыки.

Об этой роли Чернобровкиной критика писала: "Ее исполнение достойно войти в перечень совершенных хореографических трактовок всех времен и народов". Балерина действительно делает роль по-своему: ее Одетта не похожа на ранимо-беззащитную девушку-лебедя Улановой или на замкнутую - Семеновой так же, как и на экзальтированную героиню Плисецкой. У Чернобровкиной доминирует смысловое равновесие: трагизм совмещается с просветлением, а покорности обстоятельствам столько же, сколько протеста. Она не навязывает зрителям никаких трактовок - каждый может поставить собственные акценты в этом потоке лирических эмоций...

- Таня, вы танцевали "Лебединое озеро", "Умирающего лебедя", "Лебединую песню". Прослеживается сквозная тема: раненый лебедь как метафора...

- Мне очень нравятся лебеди, по-моему, это самая красивая птица. Я часто наблюдала за ними, пыталась понять секрет их особенной грации в воде: как работают крылья, как изгибается шея... Все "лебединые" балеты строятся на образе девушки-птицы, поэтому некоторая схожесть с настоящим лебедем не должна быть буквальной, ее необходимо трансформировать в нечто иное. Добавить сценической женственности...

- Наверняка вы видели много разных исполнительниц "лебединых" ролей в балете. Кто вам особенно запомнился?

- "Умирающий лебедь" Ульяны Лопаткиной. У нее особо выразительные руки. И, конечно, исполнение этой же роли Майей Плисецкой. Ее "Лебедь" был первым, который я увидела, когда мы вместе выступали на гастролях в Японии в 1986 году. Майя Михайловна очень хорошо ко мне отнеслась, помогала советами. Она лишь мне разрешила станцевать балет "Кармен" и показывала на репетициях, как лучше делать отдельные жесты в дуэтах с Хозе. Причем она настаивала, чтобы я танцевала эту роль по-своему, говорила: "Хорошо, что ты не похожа на меня".

- Вы любите бравурные роли типа Кармен или Китри в "Дон Кихоте". Неоднократно говорили в интервью, что не считаете себя лирической балериной. А критики, наоборот, превозносят ваши лирико-романтические роли, несколько прохладнее относясь к другим партиям...

- Да, я знаю. И мне это кажется странным. Видимо, я чувствую одно, а зрители видят другое. Но субъективно мне легче вертеться в фуэте и делать третий акт "Лебединого", где действует демоническая Одиллия, чем танцевать второй и четвертый акты, где я ощущаю, что мне как бы "не хватает рук": они не так певучи и выразительны, как должно быть у Белого Лебедя. Поэтому мне было особенно приятно прочесть отзыв местных критиков о гастролях в Испании: там написали, что у меня в "Дон Кихоте" испанский темперамент.

- В начале вашей карьеры вас опекала Марина Тимофеевна Семенова...

- Да. И это были счастливые мгновения моей жизни. Семенова готовила меня к Международному конкурсу артистов балета в Москве, где я получила третью премию. Не так давно я танцевала на вечере в ГАБТе в честь 90-летия Марины Тимофеевны.

Это было па-де-де Одиллии и принца. Очень жаль, что не репетировала с ней "Лебединое озеро": у меня был другой педагог Татьяна Легат, и по этическим соображениям я не могла это сделать.

- В свое время вас лично звал в Большой театр сам Григорович. Но вы отказались по совету Семеновой: она сказала вам, что в ГАБТе вы будете в десятом составе...

- И она была права. Я совершенно об этом решении не жалею, хотя, когда я об этом говорю, мне не верят. С моим небойцовским характером я бы в ГАБТе не смогла сделать карьеру. А в нашем театре у меня все в порядке, ничего не приходится пробивать. Главное - у нас хорошая атмосфера, я не ощущаю зависти. Сам факт, что меня в свое время пригласили в Музыкальный театр Маргарита Дроздова и Галина Крапивина, тогда ведущие балерины, - говорит сам за себя.

- Чего вам не хватает в творчестве?

- Более разнообразного репертуара. К сожалению, у нас в театре не идет ни "Спящая красавица" (ее я танцую только на гастролях), ни "Баядерка". Мечтаю станцевать Баланчина. Раньше хотела попробовать и балеты Бориса Эйфмана, но теперь они меня меньше интересуют: в них слишком много повторов одного и того же. И я не отказалась бы и от совсем неожиданной работы - пусть будет что-нибудь ультрасовременное. Исполняет же знаменитая французская классическая балерина Сильви Гилем постановки Уильяма Форсайта...


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2086
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1340
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
996
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1306

Другие новости