09.12.1999
Аристотель говорил об узнавании, что это очень важно для художественного произведения. Конечно, годы, прошедшие с тех пор, позволяют наиболее отважным древними правилами пренебречь. Впрочем, описываемые ниже случаи - кажется, из тех, когда сами герои не подозревают о собственном подвиге.
07.12.1999
Московской премьере пьесы Терренса Мак-Нелли "Мастер-класс" (перевод с английского О.Казаковой и Д.Вуйович) сопутствовал скандал. Иногда скандалы даже специально разыгрывают, чтобы взбудоражить публику. Но здесь, кажется, все случилось само собой. Спектакль начинал репетировать известный молодой режиссер Иван Поповски (издания, поспешившие с анонсами, именно его назвали режиссером-постановщиком и даже дали короткие его интервью), а премьеру выпускал Виктор Шамиров, новая московская знаменитость. В программке фигурирует только одно его имя.
02.12.1999
Одна за другой на сцену выходят артистки и поют песни в основном на чужих языках. Играют ли они при этом? Немного играют... Поначалу кажется, что совсем немного, потом угадываются какие-то отношения, в финале же с ними не хочется расставаться, поскольку относишься к ним уже как к родным. Такая вот история, хотя, строго говоря, никакой особой истории - с завязкой, кульминацией и развязкой - в новом спектакле Театра сатиры нет.
30.11.1999
Вчера в Третьяковской галерее были представлены произведения русского классического искусства, приобретенные музеем в 1998-1999 гг. По словам открывшего экспозицию директора ГТГ Валентина Родионова, такая выставка неминуемо должна была увенчать объявленный галереей Год братьев Третьяковых.
12.11.1999
Не Геннадий Хазанов поставил для Алисы Фрейндлих и Олега Басилашвили "Калифорнийскую сюиту" Нила Саймона. Но именно он руководит Театром эстрады и он там главный. И потому рассказ о премьере в Театре эстрады мы начнем с главного, то есть с Хазанова. Геннадий Хазанов руководит Театром эстрады с ноября 1997 года. Около года назад, когда Хазанов уже отметил первую годовщину своего пребывания на ответственном посту, мы встретились с ним и долго говорили. В частности, о специфическом характере театра, который он возглавил.
11.11.1999
В советских учебниках "Истории" была глава, в которой рассказывалось о победном шествии Октября по отдаленным и отсталым (и не самым) окраинам России. Примерно так задуман и фестиваль "Культурные герои XXI века" - как праздничная демонстрация, чья победная поступь должна быть замечена жителями Дальнего Востока и крайнего запада России. В ноябре такие региональные фестивали пройдут в Перми, Хабаровске, Мурманске, Воронеже, Туле, Калининграде, etc.
11.11.1999
Книга Олега Борисова, которая вышла в московском издательстве "Артист. Режиссер. Театр", - реальный дневник актера. Народный артист СССР, лауреат Государственных премий СССР и РСФСР Олег Иванович Борисов (1929-1994) начал вести дневник в 1974 году, а последняя запись сделана за две недели до смерти. Быть может, потому, что в последние годы ему все чаще приходилось ложиться в больницу и проводить в вынужденном "творческом простое" все больше времени, записи последних лет - все подробнее.
04.11.1999
В воскресенье в Страсбурге закрывается Восьмой фестиваль Союза театров Европы. Основанный в 1990 году по инициативе тогдашнего министра культуры Франции Жака Ланга и Джорджо Стрелера, этот довольно странный союз собирает на ежегодные фестивали лучшие театры Европы. В силу занятости лучших театров и самих мэтров такие смотры обычно растягиваются на месяц с лишним. В прошлом году такой фестиваль проходил в Стокгольме, тогда - культурной столице Европы.