Секретарша с письмом (Нина Корниенко) поет песню о любви. Сцена из спектакля "Секретарши". Фото Геннадия Несмачного |
ОДНА за другой на сцену выходят артистки и поют песни в основном на чужих языках. Играют ли они при этом? Немного играют... Поначалу кажется, что совсем немного, потом угадываются какие-то отношения, в финале же с ними не хочется расставаться, поскольку относишься к ним уже как к родным. Такая вот история, хотя, строго говоря, никакой особой истории - с завязкой, кульминацией и развязкой - в новом спектакле Театра сатиры нет.
"Секретарши". Опус # 2 для девяти пишущих машинок и оркестра. Театральная фантазия Юрия Васильева. Он же - заслуженный артист России Юрий Васильев - свои собственные фантазии и реализовал, то есть поставил. Все это записано в программке, из которой также заранее можно узнать, что спектакль состоит из 16 музыкальных номеров, еще два будут исполнены на "бис" (можно признать за создателями "титаническое самоуважение" - они заранее уверены в том, что "придется" бисировать; как выясняется, небезосновательно).
И хотя самая востребованная в современной России профессия давно уже ждала своего театрального гимна, Васильев успел уже признаться, что идея такого представления пришла к нему на похожем спектакле, который он увидел в Германии. "Секретарш" можно сравнить и с потрясшим Бродвей шоу, где группа актеров разыгрывает разнообразные мелодии при помощи разного хлама на мусорных бачках. В другой системе координат премьеру Сатиры можно поставить в один ряд с "Великой иллюзией" театра-кабаре "Летучая мышь" и даже с "Песнями нашего двора" (в том смысле, что в "Секретаршах" звучат песни совсем не нашего двора). Высокая самодеятельность, одним словом. Но все эти сравнения не важны для понимания нового спектакля.
"Секретарши" поставлены в жанре чистого удовольствия. Нельзя сказать, чтобы это совершенно выводило его из ряда прочих столичных премьер, поскольку жанр этот смело завоевывает подмостки. Режиссер как бы предвосхищает наше еще не слишком-то оформившееся пожелание: "Секретарши" совершенно аполитичны. Можно представить, с каким все возрастающим удовольствием будет восприниматься спектакль по мере приближения ближайших парламентских и грядущих затем президентских выборов. Но милый жанр в данном случае - не единственное достоинство (внутритеатральные причины - вроде желания режиссера занять в своем спектакле как можно больше актрис, в других спектаклях не занятых, намеренно оставляю в скобках - в конце концов зрителю нет никакого дела до внутритеатральных причин).
Живая музыка и живой оркестр театра в настоящей оркестровой яме, которая, вероятно, осталась не в одном только Театре сатиры, но в других театрах за ненадобностью давно уж, верно, используемая по другому назначению. Все музыкальные номера исполняются "вживую", что специально оговорено в программке (поют все актрисы хорошо, даже очень). За дирижерским пультом - Андрей Семенов (он же - музыкальный руководитель спектакля и автор "обработанных музыкальных номеров"). Когда стоять за пультом ему уже невмочь (а артистизм его дирижирования известен), он выбирается на сцену и играет и поет вместе со всеми.
Но и актрисам - видно! - тоже нравится петь и играть (думаешь о том, что, наверное, Зое Зелинской-Секретарше с букетом помог прежний опыт "Кабачка", хотя там как раз приходилось петь под фонограмму). И они поют и играют с удовольствием. "Голубку", "Странников в ночи", "Я танцевать хочу"... Так постепенно добираясь до "А где мне взять такую песню?". К тому времени уже ясно, что у каждой секретарши свой характер, не ограниченный безымянным определением в программке, своя история отношений с Начальником (Юрий Васильев), а всех их объединяет тайная любовь к нему.
Больше всего аплодисментов достается Главной секретарше - Наталье Саакянц, актрисе, которая, вероятно, отдала этой сцене около полувека (а может, не только этой), не получила никаких званий и осталась просто замечательной артисткой. После ее очень просто исполненной песенки Чарли Чаплина разразилась овация.