01.03.2000
Слухи о том, что нынешний председатель комитета по культуре правительства Москвы Игорь Бугаев может вскоре оставить свой пост, курсировали в Москве еще в начале прошлого года. Они, правда, довольно скоро развеялись, и Бугаев как ни в чем не бывало продолжал открывать выставки, посещать концерты, выходить на сцену, чтобы поздравить очередного юбиляра из подведомственной ему культурной сферы. Нынешние слухи, кажется, имеют под собой более реальные основания. Снова говорят, что Бугаев скоро будет отставлен. И самое знаменательное, что имя преемника называется то же - Владимир Урин, бывший секретарь Союза театральных деятелей России, а ныне - директор Музыкального академического театра имени Станиславского и Немировича-Данченко и директор Российского молодежного театра по совместительству.
10.02.2000
Нынешняя премьера на Таганке, как и несколько предыдущих, началась с появления в зале Юрия Петровича Любимова. "Таня! Готова?" - "Готова", - откликнулся голос с небес. "Саша?.." Юрий Петрович Любимов - человек-театр - занял свое место, крайнее справа у прохода, в седьмом ряду. Когда свет погас и в темноте в проходе появился актер с фонарем в руке, Любимов, на правах знатока и распорядителя здешних торжеств, но одновременно и толмача, вынужденного растолковывать, что к чему, вслух поясняет: "Не волнуйтесь, это - стрелочник, который всегда виноват".
04.02.2000
На пресс-конференции, которая предшествовала московской премьере спектакля "Старосветская любовь" (продюсеры спектакля - Ефим Спектор и Анатолий Воропаев), режиссер Валерий Фокин сказал без тени улыбки: "Это серьезный, не общедоступный спектакль". Вроде бы соглашаясь с этим, Лия Ахеджакова тут же назвала "компенсирующие" достоинства. "Внутри, - сказала она, - ощущаешь хрустальную виртуозность спектакля". Это интересно. Поскольку, глядя на спектакль извне, отмечаешь совершенно иные его качества.
25.01.2000
Когда говорят о проблемах и кризисах, которые переживает сегодня театр - не театр в общем, не театр как идея, а какой-то конкретный столичный театр, - то всегда оказывается, что речь о МХАТе, причем конкретно о МХАТе имени А.П. Чехова (видимо, потому что МХАТ - это и есть материализованная идея театра). Было время, когда писали о "больших проблемах Большого", но это - в прошлом.
25.01.2000
Литературный обед - форма архаичная и, следовательно, церемонная. Наше же время, известно, к церемониям непривычно и сторонится их, а то и бежит, как огня. Однако же была своя закономерность в том, что "Независимая газета", "окружив" свою Антибукеровскую премию целой чередой разных традиционных "обстоятельств", выдумала следом и эту, новую по нынешним временам, форму литературного застолья. Когда еда сопровождается речами на заданную тему и "прениями сторон". Как бы ни искушали нашу "строгую форму" иронией и насмешками, приходится с удовлетворением констатировать, что форма эта прижилась и, можно сказать, восторжествовала. Пятая юбилейная церемония вручения Антибукеровских премий, которая имела место в традиционном месте и в традиционные же день и час, 21 января (в минувшую пятницу), в ресторане "Серебряный век", - наглядное тому свидетельство.
22.01.2000
Президент Гете-института профессор Хильмар Хоффман приехал в Москву, чтобы принять участие в конгрессе по новым информационным технологиям "Интернет в образовании, экономике, искусстве", который проходил в Москве с 19 по 21 января. Сотрудники московского Гете-института говорили мне в приватной беседе, что приезд президента Гете-института для них - все равно, что визит Папы Римского для католической паствы.
20.01.2000
Владимир Мирзоев поставил пьесу Гарольда Пинтера "Коллекция" и назвал спектакль "Коллекция Пинтера". Это одна из немногих загадок его новой работы. Еще непонятно, почему Валентин Гафт выходит в черных брюках и пиджаке в то время, как другие артисты облачены в расцвеченные, как всегда у Каплевича, невнятные балахоны, стилизованные бог знает подо что. С Гафтом, однако, все оказалось совсем просто: театральная молва быстро разнесла рассказ о том, что известный артист просто отказался натягивать на себя "клоунскую" одежду и вышел в своем. Лишь берет отличает Гафта "сценического" от Гафта "повседневного".
15.01.2000
В спектакле - в том представлении, которое позавчера, 13 января, можно было видеть в театре "Новая опера" - все, в общем, было, как надо. Нельзя поспорить с тем, что выступлению Вячеслава Полунина сопутствовал успех. Публика хлопала в ладоши и при первом появлении Полунина, и радуясь каждому гэгу, и когда наступил антракт, и тогда, когда антракт затянулся и актеры вместе со зрителями перебрасывались охапками резаной белой бумаги, которая обозначала снег (по-английски спектакль называется "Snow show"; в русском варианте - "Шоу снов" (режиссер "того и другого" - Виктор Крамер): как видно, стремились к созвучию, а не к равенству смысла)...
15.01.2000
Книгу Татьяны Егоровой об Андрее Миронове можно купить за 100 рублей. Если найдете по 85, считайте, что повезло. Бестселлер! Три тиража за полгода. Напечатано и распродано сначала 10 000, потом 20 000, потом еще 60 000. Так, во всяком случае, утверждают издатели. "Любовная драма жизни. В главных ролях: Андрей Миронов и Татьяна Егорова", - набрано на авантитуле. Книга написана от первого лица главной героини Татьяны. Имя Миронова - на каждой странице. Имена других действующих лиц кажутся взятыми напрокат из воровского жаргона. В конце книги, правда, псевдонимы раскрыты, почти все. А в самом конце, уже среди технических данных, редактор книги и директор издательства "Захаров" пишет самым мелким шрифтом, что "текст на стр. 441 не достоверен".