От костюмов, в которые одеты Максим Суханов и Сергей Маковецкий, отказался гордый Валентин Гафт. Фото Михаила Гутермана |
ВЛАДИМИР Мирзоев поставил пьесу Гарольда Пинтера "Коллекция" и назвал спектакль "Коллекция Пинтера". Это одна из немногих загадок его новой работы. Еще непонятно, почему Валентин Гафт выходит в черных брюках и пиджаке в то время, как другие артисты облачены в расцвеченные, как всегда у Каплевича, невнятные балахоны, стилизованные бог знает подо что. С Гафтом, однако, все оказалось совсем просто: театральная молва быстро разнесла рассказ о том, что известный артист просто отказался натягивать на себя "клоунскую" одежду и вышел в своем. Лишь берет отличает Гафта "сценического" от Гафта "повседневного".
Четыре действующих лица. Трое мужчин и одна женщина, супруга одного из героев. Сюжет закручивается вокруг то ли случившейся, то ли вовсе не имевшей место измены героини. Недолго думая, муж (которого играет Валентин Гафт) "идет на вы", как говорили в Древней Руси. Он приходит к тому, с которым вроде бы и имела место измена (обольстителя женских сердец играет Максим Суханов), чтобы выяснить, как оно было на самом деле.
Было или не было - это так и остается тайной. Имело ли место "деяние" или и вправду мужчина и женщина "всего лишь" сидели в холле гостиницы и два часа фантазировали, "что могло бы быть, если бы мы поднялись в ее номер"? Виртуальная измена вовсе не тревожит супруга, и он, кажется, совершенно успокаивается. Хотя новая (и заключительная) версия мало что проясняет, именно эта загадка, кажется, менее всего интриговала постановщика. Форма - хотя бы расположение актеров в той или другой сцене - увлекали его режиссерское воображение куда сильнее.
Новый спектакль Мирзоева не похож на целый ряд предыдущих его работ. "Коллекция Пинтера" - спокойный спектакль, без видимых взрывов. Можно предположить, что это спокойствие вызвано тем, что премьера делалась для антрепризы, а антреприза, как известно, обязана заботиться о коммерции. Средний зритель мог не воспринять "агрессивную манеру" Мирзоева. Но не менее вероятно, что Мирзоев и сам "дошел" до нынешней спокойной интонации. Если уж говорить о коммерции, то для нее "резкие ноты" Суханова, его солирующая и, можно сказать, концертная манера были бы куда привлекательнее, чем здешнее "тихушничество".
Нельзя сказать, чтобы Мирзоев в своем новом спектакле совершенно отказался от излюбленного им шаманства. Тут и загадочные и, может быть, даже мистические трубы (африканские? для вызывания духов?), в которые дудят персонажи, выходя длинной вереницей в начале спектакля. И то опускающийся пологом, то натянутый задник с загадочной арабской вязью, и, конечно, невнятно-глубокомысленные костюмы. Справедливости ради, однако, надо признать, что за большую часть этого мистического реквизита отвечает художник Павел Каплевич, чья работа, как всегда, претенциозна и непонятна (хотя все свидетельствует в пользу глубокого решения).
Мирзоев разработал нечто вроде особой системы кодов или отношений, вроде цветомузыки и любую пьесу раскладывает на "соответствующие" мелодии. Нельзя не признать, что Валентин Гафт, несмотря на известную строптивость, здесь играет по "законам Мирзоева", и эта мелодика, оказывается, ему вовсе не чужда.
Подвижность ситуации, словно проклевывающейся сквозь полдневное марево (именно "Коллекция Пинтера" вдруг напомнила одну из ранних работ режиссера - его "Полуденный раздел" Клоделя, где фоном для закручивающейся интриги был оплывающий зной), перетекания смыслов, никак не желающих окончательно закрепиться или принять какую-то определенную сторону, - все это есть здесь. Но эта заведомая "элитарность ситуации" не мешает ее воспринимать. Демократичный балкон реагирует на нее так же живо, как и золотоносный партер. Трудно устоять перед обаянием инфантильного, но все же и нагловатого героя Суханова, который так мило расшнуровывает корсет единственной и очаровательной в своем предзакатном эротизме героини Елены Шаниной. В разговоре с ее мужем он, не расставаясь с ребяческими чертами, был и стеснительным, и, кажется, желание остаться с краю, ни при чем - такое же естественное свойство его подросткового, "ломающегося" вместе с голосом характера.
Встреча Елены Шаниной, которая играет главную роль в спектакле Мирзоева "Две женщины", Сергея Маковецкого, который занят сразу в двух спектаклях режиссера - в "Амфитрионе" и "Двенадцатой ночи", Максима Суханова, непременного участника всех лучших спектаклей Мирзоева последних "послеканадских" лет, вероятно, и задумано было для того, чтобы получился спектакль-попурри. Так оно и вышло. Каждый чуть приглушил свои уже знакомые умения, и Гафт лишь украсил и без того хорошую компанию. Ему, кажется, тоже игра эта - в удовольствие. Во всяком случае, свистит он в финале (когда другие поют) от души.