20.06.2000
Вчера в "Ленкоме" собралась вся театральная и вся кинематографическая Москва. В театре, где были поставлены лучшие пьесы Григория Горина, прощались с безвременно и внезапно умершим драматургом и писателем. Очень многие плакали, некоторые не могли договорить слов прощания и отходили от микрофона, буквально обрывая себя на полуслове. Так много слез бывает, только когда хоронят действительно родных и любимых.
17.06.2000
Юбилейные тексты лучше всего освобождать от "ила и ракушек", представляя актера (раз уж юбилейная статья посвящена актеру) в том лучшем, что он сделал, в достоинствах, без публицистических выпадов по поводу каких-то сиюминутных событий.
10.06.2000
В минувшую субботу министр культуры Михаил Швыдкой официально предложил Олегу Табакову стать художественным руководителем МХАТа имени А.П.Чехова. Такую поспешность можно было бы объяснить только критическим состоянием дел в театре. Табаков выдвинул ряд условий, в первую очередь финансового свойства. И взял, по его собственным словам, недельный тайм-аут. Недели оказалось много. Вчера во МХАТе имени А.П.Чехова Табакова официально представили коллективу театра, Музея МХАТа и Школы-студии как нового художественного руководителя.
08.06.2000
Юрий Петрович Любимов поставил спектакль, который называется "Евгений Онегин". В программке, не считая Онегина, значатся только два имени - Пушкин и Любимов. На слух еще, кажется, звучат фрагменты набоковских комментариев к роману. В остальном, несмотря на некоторую даже тесноту на сцене, - только они, двое (как у другого любимого Любимовым поэта, Маяковского: "Двое в комнате┘"). Ведут диалог. Пушкин представлен стихами, черновыми набросками, вариантами. Любимов - режиссерским решением тех, и других, и третьих.
07.06.2000
По уставу МХАТа имени А.П. Чехова худрука и директора назначает и освобождает от должности "правительство Российской Федерации по представлению Министерства культуры РФ". В минувшую субботу министр культуры Михаил Швыдкой встретился с Олегом Табаковым и предложил ему возглавить театр. Табаков в принципе не против, но взял неделю на раздумья. Если согласие Табакова будет получено, то дальнейшее назначение - дело техники.
25.05.2000
Олег Ефремов умер. Все разговоры о его болезни и болезнях, возможном уходе с поста художественного руководителя МХАТа, все, о чем он сам никогда не отказывался говорить с "вездесущими журналистами", считая, видимо, что любой вопрос имеет право на ответ (а ответы должны быть по возможности искренними), - все вдруг разом отошло на какой-то дальний, задний план перед постигшей нас трагедией. Ефремов умер. Не дожив совсем чуть-чуть до очередного юбилея - осенью предстояло отметить 30 лет со времени его прихода во МХАТ, тогда - имени Максима Горького.
19.05.2000
"...Конечно, идеолог. Что такое режиссер в театре? Он - его идеолог. А как же иначе? А что такое программы на телевидении? Программы - это идеология телевидения. Говорят, что ТВЦ очень политизирован. Я с этим не согласен. На ТВЦ очень сильная публицистическая команда, на сегодня, я думаю, одна из самых сильных - Леонид Млечин, Дмитрий Киселев, Андрей Караулов, Флярковский, Ноткин, Пушков. Недаром говорится: трудно управлять страной высокообразованной и бедной - имея такой разрыв, как правило, имеешь дело с максимально политизированной страной. В такой ситуации, если телевидение - зеркало страны, оно не имеет права быть вне политики..."
19.05.2000
Могла ли Валентина Талызина сыграть Анну Фирлинг, иначе говоря - мамашу Кураж? Ну конечно. Она могла бы сыграть в этой роли больше, чем кто-либо до нее. Поскольку те уже не сыграли то, что могла бы сыграть она. Провалила ли она эту роль? Нет. В какие-то лучшие, редкие минуты спектакля "Мамаша Кураж и ее дети", премьеру которого можно увидеть в Театре имени Моссовета, она играет до нее, кажется, так сильно не звучавшие "сюжеты": ее Анна - больше мать и больше женщина, чем прежние исполнительницы этой роли - из тех, которых видел на сцене или о которых довелось прочесть.
06.05.2000
Роберт Уилсон, которого считают самым высокооплачиваемым театральным режиссером нашего времени, начинает работать над спектаклем по повести Гоголя "Записки сумасшедшего". Подробно об этом проекте (насколько это было возможно) он рассказал, перед тем как покинуть Москву. До "Записок сумасшедшего" Уилсон выпустит 17 мая "Пелеаса и Мелисанду" в Парижской опере, 19 мая, в Бонне - "Игру снов", 31 мая - инсталляцию на юге Германии "14 станций Христа", 26 мая, в Стамбуле состоится премьера "Смерти и разрушения", третьей части триптиха, первые части которой вышли в 70-х и 80-х годах.
04.05.2000
В минувшую субботу в Пушкине Ленинградской области в присутствии избранного президента России Владимира Путина германская сторона передала царскосельскому Екатерининскому дворцу фрагменты интерьера знаменитой Янтарной комнаты - янтарное панно "Осязание и обоняние" и комод. Накануне министр культуры России Михаил Швыдкой вручил государственному министру культуры ФРГ Михаэлю Науману свидетельство на право вывоза из России коллекции из собрания бременского Кунстхалле.