По дороге во МХАТ имени А.П. Чехова Фото Артема Чернова (НГ-фото) |
МХАТ имени А.П. Чехова в 1996 году был отнесен к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации. Через год правительство России утвердило новый устав театра, согласно которому назначение художественного руководителя театра и его директора входит в обязанности председателя правительства. Ровно три года назад, 16 июня 1997 года, тогдашний премьер-министр Виктор Черномырдин назначил художественным руководителем театра Олега Ефремова, а директором - Вячеслава Ефимова.
Ефремов умер. Театр должен как-то продолжать свою жизнь.
По уставу МХАТа имени А.П. Чехова худрука и директора назначает и освобождает от должности "правительство Российской Федерации по представлению Министерства культуры РФ". В минувшую субботу министр культуры Михаил Швыдкой встретился с Олегом Табаковым и предложил ему возглавить театр. Табаков в принципе не против, но взял неделю на раздумья. Если согласие Табакова будет получено, то дальнейшее назначение - дело техники.
Несмотря на самые разные предположения, в том числе и самого Олега Николаевича Ефремова, почти единственным кандидатом на место руководителя театра считали Олега Табакова, ученика Ефремова, ректора Школы-студии, художественного руководителя Театра п/р О.Табакова. Табакова можно было бы назвать наследником Ефремова еще и потому, что после ухода Олега Николаевича во МХАТ, в 1970-м, Табаков почти семь лет был директором "Современника".
Неделя, взятая Табаковым на раздумья, нужна скорее не ему, а министру культуры, который должен обсудить условия Табакова не столько внутри министерства, сколько "наверху". Олег Павлович назначил сам себе срок в полтора года. Дело это для России новое, поскольку и Ефремов с Ефимовым, и Владимир Васильев в ГАБТ назначались бессрочно. По словам Табакова, такой срочный контракт - его собственное предложение: "Бессрочный контракт - вещь плохая, это - негодящаяся модель, как боярство на Руси". В разговоре с корреспондентом "НГ" Табаков так прокомментировал свои условия: "Я хочу обозначить некий Юрьев день, когда я пойму, что в силу невыполнимости моих планов или в силу моих личных недостатков то, что запланировано, не получается". Если же за полтора года удастся добиться, чтобы "хотя бы три спектакля в неделю собирали аншлаги, возможно, надо будет продолжить работу". Естественно, аншлаговые спектакли - необходимое, но недостаточное условие: "Если власти не выполнят некоторые обязательные условия, которые уже сформулированы, - это тоже основание для того, чтобы в этот Юрьев день выбрать свободу". В числе "обязательных условий" - вопросы ремонта, финансирования (в том числе и по заработной плате), вопросы формирования труппы театра (директором театра, говорит Табаков, будет по-прежнему Вячеслав Ефимов).
В ближайшее время заканчиваются срочные контракты у большинства актеров МХАТа имени Чехова. Судя по всему, речи об их автоматическом продлении уже быть не может (собственно говоря, "автоматизм" был отменен уже при Ефремове, который в конце прошлого года отказался продлить контракты с несколькими актерами театра, в том числе - с Ириной Апексимовой, Андреем Паниным и другими). Будущее труппы и будущая труппа, по словам Табакова, это "не может не быть вопросом". Табаков прав: в сегодняшнем МХАТе имени Чехова - не много актеров, могущих собрать зрительный зал.
Проблему репертуара Табаков предполагает решить "не простым следованием своим эстетическим корням, а созданием спектаклей, которые привлекут зрителей". Полный зал - конечно, не самоцель: "Это не будут спектакли о нетрадиционной сексуальной ориентации или - с раздеванием, или - с бассейнами, в которых станут купаться индивидуально и массово. Это даже не будут пьесы Чехова", - говорит Табаков.
В полтора года, отпущенные на "реформу МХАТа", Табаков предполагает сохранить за собой место руководителя своим театром и не собирается "соединять" его со МХАТом. Что касается Школы-студии, где Табаков сейчас - ректор, то, по словам Олега Павловича, новый руководитель будет "человеком изнутри". По нашей информации, больше всего шансов у нынешнего проректора по научной работе профессора Анатолия Смелянского. Такое назначение будет, думается, верным. Впервые человек, которого в разных ситуациях принято было считать и называть серым кардиналом, выходит на авансцену и наконец примет на свои плечи реальную ответственность за реальное дело.
Назначение еще не состоялось. И все сказанное выше - лишь планы, хотя и составленные реальными участниками истории. Пока же во МХАТе предполагают выпустить "Сирано де Бержерака", незаконченную работу Олега Ефремова, как будут завершены все другие спектакли, запущенные при Ефремове.