21.06.2000
Венеция и современная архитектура - вещи, казалось бы, несовместные. Естественно, лозунг нынешней Биеннале - Less aesthetics, more ethics - русская делегация сразу переиначила: "лес эстетики, море этики". Несколько ироничное отношение к столь важной и политкорректной теме объясняется просто: нигде этот принцип не воплощался столь последовательно, как у нас, и никакая другая страна так от этого не пострадала.
02.03.2000
Почему в России нет хороших книг об архитектуре? Проще всего сказать: потому что нет хорошей архитектуры. Но вот, например, в 70-е годы литературы хорошей здесь тоже было немного, зато была Московско-Тартуская структуралистская школа. В какой-то степени литературоведение даже замещало литературу. И оно же обусловило появление совершенно новой прозы. Иначе говоря, без Лотмана не было бы Сорокина. Архитектуроведение советских лет тоже влияло на архитектурный процесс. Когда в 70-е годы ученые - во главе с Евгенией Кириченко - бросились любить опальный модерн, их книгами зачитывались как раз те, кто тогда учился, а сегодня строит. Вот откуда неомодерн "Наутилуса" и Нижнего Новгорода. Но чем дальше - тем больше убывал вес слова.
02.03.2000
Почему в России нет хороших книг об архитектуре? Проще всего сказать: потому что нет хорошей архитектуры. Но вот, например, в 70-е годы литературы хорошей здесь тоже было немного, зато была Московско-Тартуская структуралистская школа. В какой-то степени литературоведение даже замещало литературу. И оно же обусловило появление совершенно новой прозы. Иначе говоря, без Лотмана не было бы Сорокина. Архитектуроведение советских лет тоже влияло на архитектурный процесс. Когда в 70-е годы ученые - во главе с Евгенией Кириченко - бросились любить опальный модерн, их книгами зачитывались как раз те, кто тогда учился, а сегодня строит. Вот откуда неомодерн "Наутилуса" и Нижнего Новгорода. Но чем дальше - тем больше убывал вес слова.
06.11.1999
Выставка "Москва - шаг в третье тысячелетие", торжественно открытая вчера в Большом Манеже, менее всего похожа на выставку. Во-первых, здесь нет ничего нового: все это можно было преспокойно видеть на Брестской, 6 (выставочный зал Москомархитектуры, постоянная выставка). Но Брестская - место малопопулярное, а сказать по правде, широким массам и вовсе неизвестное. К тому же там все это бесплатно (а значит, не всерьез).
05.11.1999
В советском искусствознании принято помещать здание планетария в парадигму атеизма: храм науки, чьей главной задачей является доказательство небытия Божьего. В искусствознании антисоветском то же самое здание рассматривается в парадигме тоталитаризма: как идеальный объем для соборных пролетарских действ, предвестник Дворца Советов. И, конечно, не только советских: похожий купол будет фигурировать и у Альберта Шпеера - в проекте берлинского Дворца наций. Кстати, к 1929 году в мире было двенадцать планетариев, десять из них - в Германии.