По мнению организаторов выставки, так должна выглядеть городская скульптура Москвы
в следующем тысячелетии. Фото Артема Чернова (НГ-фото) |
ВЫСТАВКА "Москва - шаг в третье тысячелетие", торжественно открытая вчера в Большом Манеже, менее всего похожа на выставку. Во-первых, здесь нет ничего нового: все это можно было преспокойно видеть на Брестской, 6 (выставочный зал Москомархитектуры, постоянная выставка). Но Брестская - место малопопулярное, а сказать по правде, широким массам и вовсе неизвестное. К тому же там все это бесплатно (а значит, не всерьез). Наконец, одобрение нового Генерального плана московским правительством странным образом совпало с демонтажем выставки на Брестской. Похоже, теперь эта эскпозиция превратится в эдакий передвижной агитпоезд, который помчится по России, демонстрируя преимущества правильного правления перед прочими.
Во-вторых, собственно художественное качество представленного материала весьма сомнительно и тянет разве что на "арбатский арт". Яркие картинки на тему Москвы, неизменно парадные и слащавые. Главные достижения "10 лет московского строительства" (а это второе название выставки) представлены с такой широтой, как будто они и так не торчат перед глазами. Манежная площадь, ХХС, Поклонная гора... Однако рядом с этой архитектурной мурой соседствуют и вполне достойные произведения - работы Скокана, Асадова, Бокова и других хороших зодчих. Поэтому можно констатировать отсутствие у выставки всякой концепции. Хорошее, плохое, никакое - все в кучу. Главным, собственно, является количество: вот сколько у нас всего много.
Но то, что можно расценить как "хорошее" в области строительства (а многочисленные окраинные новостройки занимают на выставке тоже немало места, и к ним вопросов нет), редко является таковым в области архитектуры. Но на пресс-конференции мэр только подтвердил свою позицию: "Некоторые считают, что я активный противник стекла и бетона. Да, но только в исторической части города. В районах типа Сити любое буйство допустимо". Отсюда вывод: в центре нас по-прежнему будут потчевать "стариной", а вокруг него - "буйствами". Ни то ни другое, однако, не имеет никакого отношения к хорошей архитектуре.
Единственное, что взяла эта экспозиция от современных выставочных практик, - интерактивный режим. Граждане могут зайти в отсек соответствующего округа и поинтересоваться судьбой своего дома. Вот, смотрите, скажут им: ваша пятиэтажка желтенькая, значит, отселяется. Кроме того, в течение месяца работы выставки предусмотрены встречи с архитекторами и представителями префектур, где все эти вопросы можно будет еще раз провентилировать. Но спросить - долго ли наш город будет оставаться провинцией по части архитектуры? - все равно не у кого.