0
1188
Газета Культура Интернет-версия

06.10.2000 00:00:00

Нижний снова на высоте

Тэги: Нижний, Новгород, архитектура


ОСНОВНЫЕ сюжеты нынешнего "Зодчества" - ежегодного смотра лучшего в русской архитектуре - таковы: Нижний снова одержал убедительную победу, Москва фестивалем опять проманкировала, Питер с треском провалился, никакой четвертой архитектурной столицы за минувший год не образовалось. Если бы не нижегородцы, общее впечатление было бы совсем грустное: не застой, конечно, но все-таки отстой. Игры, в которые играют русские зодчие, в лучшем случае можно назвать забавными: в каждом из 20 крупных городов есть какая-нибудь новая веселая загогулина. Зато неомодернизм повсеместно побеждает, башенки с арочками сданы в утиль, всюду острые углы и круглые окна. Кроме того, в провинции - культ мансарды.

Конечно, мансарда это просто, быстро и недорого. Вместо того чтобы рыть котлован, прокладывать коммуникации, строить дом, ты просто приляпываешь на существующий коробочку из металлочерепицы. Десять таких залудил - можно дом не строить. Но продвигая на российский рынок свои мансардные окна (которые, собственно, стали причиной этой эпидемии), датская фирма Velux и не предполагала, что русские архитекторы найдут в мансарде такой источник вдохновения. Они разгоняют ее на три этажа, рисуют в ней арки и фронтоны, а в Малоярославце построили целый район, в домиках которого и велюксовских-то окон даже нет, а мансарды - вот они, прямо со второго этажа начинаются и далее гордо реют, красным гробикам подобны.

Есть другие популярные мотивы - например, эркера вместо балконов, волнистая стена вместо прямой, круглое окно вместо прямоугольного. Барнаулец Владимир Золотов умудрился на полукруглые ризалиты своего дома посадить три громадных круглых окна. И вот стоят три таких богатыря в шлемах, у каждого - глаз циклопа, да еще золотые куполки в крышу вделаны. Хотелось бы сказать, что эти окна так же нежно глядят на тебя, как окошки знаменитого дома "Трех очей" в Венеции, но чувствуешь, что они не глядят, а пялятся. Впрочем, если бы в архитектуре существовала категория "бурлеск", то этот удалой сувенир стал бы в ней чемпионом.

А еще теперь в большой моде яйца. Прикатившиеся из "Обледенения архитекторов", которое первым спроектировало "дом-яйцо", они теперь повсюду, и главным образом - в планах.

Вот катится вниз к Волге жилой комплекс в Самаре, и везет его эдакий "локомотив" в виде овальной башни; вот центр по обеспечению земельной реформы в Конаково: у этого овала есть и хвостик и плавники - налицо золотая рыбка, которая одним взмахом хвоста обеспечит крестьян землею; вот проект музейно-выставочного комплекса "АвтоВАЗа" в Тольятти (архитектор Евгений Вдовин). Тут прообразом плана стал новый логотип завода, который рассекли пополам, а через дыру перекинули две стеклянные крыши. В макете выглядит очень красиво, эдакая помесь минимализма и деконструктивизма, но как подумаешь, что будет с этой стеклокрышей в жизни...

Точно так же ясно, что и эффектный план консерватории в Петрозаводске - эдакое солнце, расталдыкнувшее свои лучики по белу свету (первая премия в номинации "проекты"; архитектор А.Пертяков), - вряд ли будет когда-нибудь реализован. И вообще, о воплощении лучше не задумываться. Даже самые робкие проблески фантазии в процессе строительства тускнеют и превращаются в такие чудовища, как офис "Транссибнефти" в Омске (композиционно - чистый горком, только стеклом по моде "размочен") или дом в Воронеже (Валерий Каплий, Игорь Болдин), который решен как помпезное общественное здание (держит угол двух улиц, колонны на мраморе, часы на фронтоне), а на самом-то деле это девять местных новых русских выкупили землю, снесли, что было, построили жилой дом с магазином и являются собственниками не только квартир, но и 1/9 магазина, и 1/9 земли каждый. Гараж вот только всего на 9 машин - так что недостаточная круть воронежцев находит адекватное отражение и в архитектуре.

Поэтому гораздо лучше выглядят вещи простые и скромные, как, например, музей Отечественной войны в Уфе: треугольный в плане (что мотивировано, как и полагается, ситуацией), облицованный сверху красным, а внизу серым гранитом. Решение чистое, потому и построено стремительно: начав проектировать в августе 1999-го, к апрелю 2000-го сдали. Да и фамилия архитектора правильная - Винкельман. А волгоградец Никишев - явно близкий родственник Бернара Чуми. В его клубе все красное, все летит и падает, вход кольцом, так что парижские беседки парка Ля-Вилетт кажутся на его фоне флегматичной причудой буржуа, а тут еще и место соответствующее: площадь Чекистов!

Перепевают не только западных мэтров, но и отечественных. Петербуржец Геннадий Челбогашев выставил проект офисного здания, которое повторяет (но, увы, не развивает) любимые ходы Александра Асадова: далеко вынесенные, изогнувшиеся крыши, подпираемые металлоконструкциями, плоскости, врезающиеся одна в другую, глухие стены с маленькими окнами.

Сам же Асадов опять ничего не показал, зато есть очень эффектный проект фондохранилища Исторического музея в Крутицах, принадлежащий Асадовым Марине и Андрею и Ольге Морозовой. Работа эта выполнена в стенах МНИИПа, и надо сказать, что этот институт отдувается на "Зодчестве" один за всю Москву. Тут есть и хозкорпус АО "Лужники", и спортивный комплекс на Стромынке, и радикально полукруглый объем здания инженерных служб метрополитена на улице Гиляровского, и авиапарк на Ходынском поле, и футбольный стадион "Локомотив" (третья премия в разделе "проекты"). А также атриум Пушкинского музея, у которого появился теперь серьезный конкурент - Гостиный Двор, который и повезли в первую очередь показывать приезжим зодчим.

Есть еще лицей Юрия Ильина-Адаева и Александра Локтева (который уже прошел во второй тур московского смотра "Золотое сечение", а тут получил вторую премию), есть школа для аутистов Андрея Чернихова (уже победившая на весеннем фестивале интерьера), есть "Ростелеком" Юрия Коновалова на Тверской-Ямской (сталинский кубик снаружи и умопомрачительный атриум внутри), есть очередные космические прибамбасы Юрия Виссарионова, гаражи и автостоянки Моспромпроекта, есть очень красивый - под Баухауз - проект жилого дома в Бутове (бюро Manipulazione Internazionale). Но в целом ситуация такая же, как и в прошлом году: у москвичей своя свадьба, она называется "Золотое сечение", и сражаться с провинцией ей неинтересно.

А если в прошлом году хоть какая-то интрига создавалась конкуренцией Питера и Нижнего, то в этом северная столица сдалась заранее. Пара таунхаузов, пара метростанций, реконструкция Малой Садовой улицы (дом, улица, фонарь, скамейка), очередная лажа от Евгения Герасимова (жилой дом на Тверской), да молодежный центр "Бада-Бум" в Шувалово (архитекторы Наталия и Сергей Трофимовы). И если в его экстерьере есть еще хоть какая-то игра ("на здание упала летающая тарелка" - сообщают авторы), то внутри - банальный Дом культуры. И хотя по правде-то с десяток премий разного калибра Питер взял, но все они выглядят как плоды банального размена: Иркутску дали, Анапе дали, даже Краснотуринску дали - как же северной столице не дать?

Короче, победа Нижнего Новгорода очевидна и законна. Мы уже подробно рассказывали об этих постройках (а не проектах, что тоже немаловажно) на полосе "Архитектура" ("НГ" от 18.02.2000). Абсолютно законное первое место взяла вторая очередь банка "Гарантия" (архитекторы Александр Харитонов и Евгений Пестов). Не менее законные второе и третье - реконструкция Театра комедии (Пестов/Харитонов) и жилой дом на Звездинке Виктора Быкова. Славный хай-тек в лице торгового комплекса на Покровке (бюро "Архстрой") удостоился лишь поощрительной премии, зато второе место в номинации "проекты" получил торговый комплекс Евгения Пестова. Это еще один новый поворот в работе лидера: простейший план, зато на фасаде - композиция в духе Пита Мондриана. Ясно, что Нижний преодолел прошлогодний кризис, связанный со смертью лидера школы Александра Харитонова и конфликтом с мэром города. А сама по себе "нижегородская модель" - когда город строится не "моспроектами", а исключительно силами маленьких бюро на деньги собственных инвесторов и собственными же строителями - остается предметом зависти всех российских зодчих.

Говорят участники конкурса

Евгений Пестов, лауреат первой премии в разделе "Постройки" и второй - в разделе "Проекты":

- Прогресс, пусть небольшой, но есть. Меньше стало ретро, стилизаторства, больше смотрим за мировой архитектурой.

Марк Рейнберг, член жюри, обладатель Гран-при "Зодчества-99":

- Шедевров среди построек нет. Но есть положительная тенденция: улучшается качество построек, особенно в провинции. Так что лет через десять у нас будет хорошая архитектура, которую будет не стыдно напечатать и в западном журнале. А что касается скромности петербуржского участия в нынешнем конкурсе - так у нас действительно очень мало строят. По сравнению с Москвой-то...

Виктор Быков, абсолютный чемпион "Зодчества-2000" (четыре приза):

- Идет какое-то утяжеление архитектурных форм. Я не против декора, но по-настоящему красивого мало. Мы же стараемся творить в чистоте и ясности. И я думаю, московские критики погорячились, когда написали об агонии нижегородского зодчества. Тот уровень, который мы набрали, та коллективная борьба за качество - все это осталось. Мы так разогнались, что остановиться уже не можем.

Александр ДехтЯр, бюро "Архстрой", Нижний Новгород:

- Насколько триумф Нижнего на "Зодчестве" адекватен реальной ситуации в городе и не есть ли он лишь последний всплеск былой славы? Нет, конечно. Харитонов действительно цементировал ситуацию, но благодаря ему выросло целое поколение, а за ним подрастает следующее. Главного архитектора в городе по-прежнему нет, нет и Градсовета, но это не большая беда. Есть Координационный совет, а главное - есть привычка подстегивать друг друга. Есть, конечно, и некоторое своеволие городской администрации - правда, в вопросах градопланировочных, типа отвода участков. Но пока не было случая, чтобы не дали построить хороший дом. И не было случая, чтоб заставили построить плохой.

Андрей Боков, обладатель главного приза "Зодчества-98":

- Конечно, архитекторы знали и лучшие времена. Но, сознавая, что всякие сравнения сегодня не в нашу пользу, мы видим и много отрадного. В том числе и на этом фестивале. Во-первых, честное судейство. Во-вторых, членам жюри было из чего выбирать. В-третьих, есть всеми признанный лидер - Нижний. И замечательно, что новые работы нижегородцев - это не повторение пройденного. Это подтверждение того факта, что если в одном конкретном месте создаются нормальные условия для функционирования профессии, то и дальше все будет хорошо. Что, увы, недостижимо в Москве. Качество архитектуры впрямую связано с тем, сколько нам платят. Надеюсь, что на V съезде Союза архитекторов прозвучат нужные слова на эту тему.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2055
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1316
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
976
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1283

Другие новости