26.02.2000
Каждые 20 лет святилище Исэ строят заново. Сохраняя старый вид, заменяют детали, отжившие свое. Так происходит с VII века. Этот храм в результате неподвластен времени. Йосио Ватанабе снимал его трижды; в 53-м, 73-м и 93-м годах - все то же, и каждый раз новое здание. Воспроизвести здание в точности - задача-минимум для архитектурной фотографии. "Вид деревянной лестницы главного святилища" (Йосио Ватанабе, 1953) напоминает штудии по построению прямой перспективы: колонны уходят вглубь и сближаются, потолок опускается, а пол поднимается.
24.02.2000
В Москве 2 марта впервые будет показана священная реликвия песьеголовцев. Это икона "Святой мученик Христофор", исполненная во второй половине XVII века и хранившаяся до сих пор в Ростовском кремле. Выставка "Русское искусство из музеев Центральной России" продемонстрирует шедевры 25 областных собраний. Уникальность этой экспозиции в том, что по инициативе Государственного центра "РОСИЗО" на две недели, со 2 по 18 марта, будет создан единый музей всея Руси, вернее, 15 ее центральных областей. 370 икон, картин, скульптур, рисунков и произведений декоративно-прикладного искусства - это неповторимая коллекция, которая будет собрана вместе в первый и, может быть, в последний раз. Один из самых интересных экспонатов - икона воина с головой собаки.
23.02.2000
Выставка западного искусства в Третьяковской галерее - событие неординарное. До сих пор проект "Золотая карта России" представлял москвичам только русские коллекции провинциальных музеев. Туляки предложили неординарный взгляд: "Западноевропейское искусство XVI-XIX веков в собрании Тульского музея изобразительных искусств". В экспозиции - 38 картин и 22 фарфоровых предмета.
15.02.2000
Есть такие насекомые, которые едят целлулоид. Борьба с ними - одна из главных задач хранителя в киноархиве. Вот доказательство недолговечности "нового". Но "старое" ничуть не меньше подвержено изменениям. Произведения хранятся веками. Это порождает ту иллюзию, что они вечны. На деле краски окисляются от воды и воздуха, бумага желтеет на свету, фрески поедает грибок, а доски - жучок. Нет ничего неизменного - и восприятие работ меняется еще сильней, чем они сами. Федор Петрович Рейман (1842-1920) запечатлел римские катакомбы, какими он их увидел век тому назад.
10.02.2000
В центре мира - древо: толстые стебли и гигантские венчики ядовитого борщевика. В зале РОСИЗО они почти подпирают потолок. "Гибель империи" - выставка о конце деревни: фотографии плюс инсталляция. Снимки Татьяны Назаренко - свидетельство того, что исчерпаны жизненные силы русской природы. "Железный конь" пришел на смену крестьянской кобыле, МТС выросла вместо барской усадьбы: в двадцатые. А вслед за цивилизацией пришел борщевик - в девяностые. Его заросли царят над проселками Нечерноземья, подобно марсианам Уэллса. Милый лопух - в прошлом, он вытеснен борщевиком. Среда обитания стала опасной. Пейзаж - чуждым.
05.02.2000
Государственная Третьяковская галерея выражает благодарность редакции "Независимой газеты" за вклад в поддержку национальной сокровищницы российского искусства в "Год Павла Михайловича и Сергея Михайловича Третьяковых" - диплом с такой надписью, подписанный мэром Москвы и председателем Совета попечителей ГТГ Ю.М. Лужковым и генеральным директором ГТГ В.А. Родионовым, получил представитель "Независимой газеты" вместе с памятной медалью. Этих музейных наград "НГ" была удостоена как первое печатное издание, ставшее информационным спонсором Третьяковской галереи.
29.01.2000
"Воля к немецкому". Искусство Германии XV-XX веков в частных собраниях Москвы" - выставка, которая организована журналом "Пинакотека" и Московским центром искусств (на Неглинке). Диапазон широк: от средневековой скульптуры до дадаистских коллажей Йозефа Браунера. Но доминирует в экспозиции тиражная графика, начиная от резцовой гравюры Мастера Святого Эразма (сер. XV в.) и до литографий Эрнста Барлаха (1920-е гг.). Спецвыпуск "Пинакотеки", посвященный художественным взаимосвязям России и Германии, выйдет в феврале 2000 года.
26.01.2000
Реализм придумали фотографы. Иван Крамской (1837-1887) начинал как ретушер в "Дагеротипном заведении художника Деньера". В 1863 году выпускники подняли бунт против Академии: они хотели писать картины на современные темы вместо рутинных "исторических". Мотором этой революции был Крамской, а бунтари позже прославились под именем "передвижников". Крамской первым из крупных живописцев России использовал фотографии как эскизы: так, по заказу Павла Третьякова он писал портрет (1871) Тараса Шевченко по снимку Андрея Деньера. Крамской поставил на поток подобное производство: это упрощало и убыстряло работу. И первым среди русских он стал подражать фототени при моделировке объема. Но радикальная позиция не помешала ему успешно стать "академиком портретной живописи" в 1869 году.
25.12.1999
"На западе его считают королем портретов королей", - сказал Юрий Лужков на открытии выставки Ильи Глазунова в Манеже. "Мы говорим не только о человеке, который пропитан патриотизмом, любовью к России, но и старается привить свое чувство ко всей России". Очередная прививка начата в Манеже - именно там работает этапная выставка творений Глазунова.