Великая княжна Александра Павловна. |
РЕАЛИЗМ придумали фотографы. Иван Крамской (1837-1887) начинал как ретушер в "Дагеротипном заведении художника Деньера". В 1863 году выпускники подняли бунт против Академии: они хотели писать картины на современные темы вместо рутинных "исторических". Мотором этой революции был Крамской, а бунтари позже прославились под именем "передвижников". Крамской первым из крупных живописцев России использовал фотографии как эскизы: так, по заказу Павла Третьякова он писал портрет (1871) Тараса Шевченко по снимку Андрея Деньера. Крамской поставил на поток подобное производство: это упрощало и убыстряло работу. И первым среди русских он стал подражать фототени при моделировке объема. Но радикальная позиция не помешала ему успешно стать "академиком портретной живописи" в 1869 году.
Михаил Тулинов был пионером этнографической съемки в России. С большеформатной дорожной камерой, приспособленной под негативные пластинки, он объехал родную провинцию, чтобы сделать сотни работ, часть из которых вошла затем в альбом "Типы и костюмы Воронежской губернии" (1850-е). Там он впервые в России применил фотомонтаж. Иван Крамской и Михаил Тулинов родились в Острогожске и были добрыми друзьями. В конце прошлого века потерялись следы портрета Тулинова, маслом писанного Крамским. Но к юбилею Крамского портрет всплыл из небытия - на другом континенте. Джон Рот, внучатый племянник Тулинова, завещал работу Третьяковской галерее. Найти раннюю живопись Крамского - удача, редкая удача, потому что этот портрет - один из тех трех, за которые он получил звание академика. Редчайший случай, так как это программное произведение: связь "живописного" с "фотографическим" у Крамского всегда отчетлива - в стиле письма, но здесь сам выбор персонажа - фотографа - подчеркивает эту связь. Живописные портреты фотографов - то, чем Крамской отплатил за уроки своей молодости. Он яснее других передвижников осознавал происхождение русского реализма.
Александр Архипенко (1887-1964) изобрел дырку. Так появилась авангардная скульптура. Архипенко - украинский художник, который сформировался как скульптор "парижской школы", а большую часть жизни прожил в Америке. Десятые (парижские) годы для него - творческий взрыв. "Женщина, расчесывающая волосы" (1915) - небольшая кубистическая статуэтка мастера, которая показывает, что расчлененная форма может быть изящной. Это первая работа Архипенко в Третьяковке, она принадлежит галерее с 1993 года и теперь доступна для посетителей выставки в Инженерном корпусе. В голове "Женщины" зияет дыра: сын инженера, Архипенко открыл динамическую пустоту в современной скульптуре (вслед за Эйнштейном, сделавшим подобное в физике). Поле вокруг вещества так же содержательно, как само вещество: одно взаимодействует с другим, бронза и воздух образуют нерасторжимое единство; в скважине - концентрация образа, созданного Архипенко: деформации женского тела стянуты к пробоине ее головы, так что буквально видно, как фрейдистские мотивы и теория относительности создавали новое в искусстве. Малоформатная работа Архипенко вносит свежую струю в коллекцию Третьяковской галереи: до сих пор в ней немногочисленны работы тех мастеров ХХ века, чей взлет произошел уже за пределами бывшей Родины (так, сюрреалистическая картина Павла Челищева, русского, который прославился в Америке, недавно была выставлена на Крымском валу в новой экспозиции "ХХ век"). А ведь Архипенко в скульптуре сделал то же, что Пикассо в живописи.
Серж Шаршун (1888-1975) - эмигрант первой волны - практически неизвестен москвичам и забыт парижанами. "Орнаментальный импрессионизм # 8" (1930) - абстракция, написанная хаотически пересекающимися линиями. "Эдвард Григ. Концерт для фортепиано" (1970) - картина-схема: пейзаж, составленный из толстых линий, - самая поздняя из выставленных работ (хотя среди поступлений в Третьяковку много произведений наших современников, они не вошли в экспозицию; часть их будет показана на Крымском валу в новой экспозиции, которая должна открыться в мае 2000 г.). Шаршун не был и никогда не считался гением, а имя его всплывает из небытия лишь благодаря тому, что он в Париже двадцатых пошумел в паре громких акций дадаистов. Тем ценнее живописные работы, завещанные им Третьяковской галерее: они расширяют представление о русском участии в международном авангарде.
Павел Трубецкой (1866-1938) был скульптором и дворянином. Ваятель из рода Гедиминовичей: это сочетание его соотечественникам поначалу казалось нонсенсом. И потому князь больше любил жить за границей и называть себя Паоло Трубецкой. Федор Шаляпин был изображен им в набедренной повязке в 1908 году. Небольшая статуэтка поступила в Третьяковскую галерею из Советского фонда культуры в 1991 году как дар фирмы "Ситко". Великий исполнитель "Дубинушки" в образе первобытного охотника выглядит смешно: не Геркулес, совсем не Геркулес - диспропорциональность фигуры певца передана Трубецким в его обычной манере "лепки" бронзой - оплывшее тело гения русской сцены грузно стекает вниз. Шаляпин стоит в оперной позе - голова гордо вздернута, а "грозная дубина" опущена долу. Но, раздев певца, Трубецкой противопоставил классической постановке реальное тело. Тонкая шея и жирные ляжки Шаляпина дезавуируют его сценический образ героя.
Солдаты нашли мраморную барышню на чердаке дома по улице Ухтомского и в 1975 году сдали в Третьяковскую галерею. Имя автора неизвестно, заказчик не установлен, кто изображен - не ясно. Понятно время - вторая половина XVIII века, и суть - бюст дамочки с розочкой в прическе (возможно, что это аллегория). Автор скорее всего иностранец, как и абсолютное большинство его современников-скульпторов, обслуживавших российское дворянство. "Женщина" Александра Архипенко замыкает выставку - ее авангардная форма целиком принадлежит ХХ веку. Самая ранняя из скульптур - бюст во французском духе.
Открывает выставку "Девочка с птичкой". Этот портрет малютки в красном платьице с кружавчиками приписывают Ивану Вишнякову (1699-1761). Работы его немногочисленны и не слишком профессиональны. Но Вишнякова почитают одним из первых светских художников в России. Парные портреты четы Пономаревых были исполнены художником Лошкиным (Ложкиным) в 1852 году и подарены галерее В.М. и В.Н. Ложкиными в 1985 году. Провинциальные попик с попадьей - скорее герои для краеведческого собрания, чем для художественного. Но наивность художественного выражения связывает эти работы - Вишнякова с Лошкиным. От великих вроде Архипенко - к малоизвестным, как Шаршун, от дедушки русской портретной живописи Вишнякова - к его неведомым "внукам" - такой принцип собирательства характерен для крупного музея. Внутренние резервы России не исчерпаны до конца, есть еще чем пополнить третьяковскую коллекцию. Но самые интересные из работ, поступивших в нее за последние годы, пришли из-за рубежа.