0
1043
Газета Культура Интернет-версия

10.02.2000 00:00:00

Борщевик Назаренко

Тэги: выставка


Татьяна Назаренко.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)

В ЦЕНТРЕ мира - древо: толстые стебли и гигантские венчики ядовитого борщевика. В зале РОСИЗО они почти подпирают потолок. "Гибель империи" - выставка о конце деревни: фотографии плюс инсталляция. Снимки Татьяны Назаренко - свидетельство того, что исчерпаны жизненные силы русской природы. "Железный конь" пришел на смену крестьянской кобыле, МТС выросла вместо барской усадьбы: в двадцатые. А вслед за цивилизацией пришел борщевик - в девяностые. Его заросли царят над проселками Нечерноземья, подобно марсианам Уэллса. Милый лопух - в прошлом, он вытеснен борщевиком. Среда обитания стала опасной. Пейзаж - чуждым.

Андрей Болотов редактировал "Экономический магазин". Из этого журнала русские помещики екатерининского века узнавали, как лучше разводить рожь, бороться с мухами и выводить пятна на брюках. Дворяниново - болотовское имение, то самое, где он строил свое образцовое хозяйство. Сегодня - развалины колхоза, усадьба - музей и деревенька с дачей Татьяны Назаренко. 50 фотографий показали этот заповедный уголок Тульской области, как он есть. Без есенинщины.

Я был в добром десятке таких деревень. Ханево Московской области: коровники выстроены прямо за руинированной церковью, и алкаш-тракторист, бывший десантник, предлагает соседям привезти за бутылку надгробную плиту, им же самим по пьяни сваленную в речку Колпь. Прямухино Тверской области: полоса отчуждения вокруг МТС (лужи солярки, ржавые железяки) постепенно переходит в лес, когда-то слывший одним из лучших парков России, а добрый сосед-урод родился с треугольной головой и говорить почти не может. Везде одно - пьянство, разруха, вырождение.

Девушка стоит у березки с лукошком. Красавица! только... сделана из фанеры: идешь к крестьянке, находишь - пустышку. Когда-то такие увеселения были модны в парках королей и вельмож. В Кускове до сих пор сохранились фигуры-"обманки". "Переход", "Мой Париж", "Моя Москва", "Маврикий" - проекты Назаренко, которые на новый лад продолжили эту традицию. "Обманка" (trompe d"oeuil) - прием описания реальности таким образом, чтобы изображение можно было принять за саму реальность. Фотография - "изображение, воспроизводимое светом с потрясающей точностью" (как говорил Доминик Франсуа Араго). Фотография в своей идее происходит из того же истока, который породил "обманки". Назаренко - фотограф непривычный. Но "Конец ХХ века" - уже второй ее фотопроект, а обращение к фотографии - понятный этап эволюции ее манеры: от "обманки" к работе с камерой.

Москва легко отличима от Парижа. Не архитектурой. Не осенней слякотью улиц, потому что Париж в зимний дождь мерзее Москвы. А лицами. Парижан отличают улыбки - даже у инвалида, продавца тряпичных Пэр Ноэлей с цветочного рынка на пляс Лепик, - грустная, но улыбка; и его Деды Морозы в мятых кафтанчиках и потертых шапочках улыбаются по-галльски: криво, но задорно. "Переход" - серия московских "обманок": панки, уличные старушки, продавцы газет. И все мрачны, как смертный грех. Первый раз "Переход" был выставлен в ЦДХ в январе 1996 года. Он стал свидетельством перелома в творчестве Назаренко: от картины - к фигуре, от выставок - к инсталляциям. Герои исчезли, осталась толпа. И отчуждение.

Нищета и уныние, хмурые лица и печальные фигуры. Таков портрет современного города, созданный Назаренко 5 лет назад в проекте "Переход". Вчера выставка "Переход" была открыта в Московской городской Думе. "Гибель империи" - портрет деревни: вернее, того, что от нее осталось. На фоне этой деревни художница изобразила себя. Назаренко прославилась портретами. Она давно и часто изображает себя как объект (раньше - с помощью кисти, теперь - фотоаппарата), кульминация - в знаменитой "Циркачке", где художница-модель балансирует на канате перед ярмарочной толпой оценщиков. Это положение отчетливо акцентировало внимание зрителя как на персоне автора, так и на самой ситуации отчуждения. Отчуждение и одиночество стали постепенно ее ведущими темами. А новым средством их выражения - фотография.

В чистом поле - аппендикс грунтовки. И тупик: растрескавшийся бетон, ржавый металл - вышка? элеватор? - неизвестно. Картина типична. Фотографии характерны. Место "слияния города с деревней". Были силы, да вышли. Была жизнь, да кончилась. Еще в "Циркачке" художница писала собственное тело, не идеализируя его. Теперь модель лежит на земле, прижавшись к ней. И тело художницы становится продолжением самой земли.

Татьяна Назаренко вошла в искусство одновременно с американскими художницами-феминистками. Ее живопись была тихой деконструкцией классики: женский взгляд переводил пластические ценности итальянского искусства Возрождения в ряд своих, личных - не отчужденных, но одомашненных. Цитирование такого рода не заостряло внимания на противоречии "классика - современность" (свойственном авангардному сознанию), но, наоборот, снимало это противоречие, придавая современным взаимоотношениям классическую форму, а классической форме находя современное содержание. Новая серия работ Назаренко более радикальна. Никакой классики Возрождения. Сумерки вырождения.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1831
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1149
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
843
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1131

Другие новости