Основы популярности Владимира Путина вполне понятны – в течение последних 10 лет наблюдался заметный рост жизненного уровня населения. В среднем реальные доходы граждан росли примерно на 7–8% в год.
Конечно, это общие показатели, и если посмотреть поглубже, это не достижения самого Путина. Это результат той работы, которая велась до него в 90-е годы. Тогда были заложены основы рыночной экономики, рост которой начался не в 1999 году после кризиса, а еще раньше, в 1997 году, но был прерван кризисом. Тем не менее люди связывают с Путиным и повышение уровня жизни, и рост зарплаты, пенсий, и экономический подъем, который вернул населению оптимизм, чувство уверенности в себе, надежды на то, что кризис, потрясения 90-х годов позади, что страну будет ждать уверенное и стабильное развитие в неопределенном будущем.
Кризис прошлого года, хотя ослабил эту уверенность и дал довольно сильные критические оценки, тем не менее мало повлиял на позитивное отношение к экс-президенту.
Это одна часть объяснений, вторая часть – фактически создание централизованного авторитарного режима и оттеснение оппозиции, выведение ее с политического поля. В стране сложилась система моновласти, монопропаганды. Телевизионная пропаганда сильнее всего убеждала, что замены Путина нет, что его уход повлечет за собой новый виток ожесточенной борьбы и потрясений. Поэтому терпите – вот главный вывод.
При опросе мы спрашивали, что бы люди назвали главным достижением Путина за время его нахождения у власти, в каких областях его действия были удачными, в каких он был наименее успешен. Неожиданным оказался результат, что неудачи назывались вдвое чаще, чем достижения. Понятно, главные достижения – повышение уровня жизни, рост зарплат и т.д. Неудачами чаще всего называли борьбу с коррупцией – 35%, с преступностью – 19%, ограничение влияния олигархов – 32%. Как ни странно, экономическую политику довольно многие оценивали как неудачную – 12%, положительно – 17%. Интересно, что чем более обеспечены, образованны, информированны опрошенные, тем чаще они называли экономическую политику Путина провальной.
Личностно Владимира Путина практически никак не оценивали. Энергичный, опытный политик, хорошо говорящий, непьющий. Вот примерно из этих политически не акцентированных характеристик и состоит описание его фигуры. Это не характеристика крупного государственного деятеля, задающего новые ориентиры, намечающего новый политический курс политики государства, а черты рутинизатора, имитатора большого государственного стиля, традиционалиста.
На заметное снижение рейтинга Путина (если брать эти все 10 лет) влияли такие события, как Курск, «Норд-Ост», Беслан и монетизация. Если же брать результаты опросов за нынешний год, то ниже всего он был в феврале и апреле – 47 и 48%, когда население вновь почувствовало усиление кризисных проявлений. Выше всего – показатели доверия были сразу после новогодних праздников и в летние месяцы (56 и 53–52%). (Это если брать его показатели наряду с доверием к другим политикам и государственным чиновникам; если же спрашивать о доверии или об одобрении только его одного, без сравнения с другими, то показатели будут образовывать другой ряд величин: помесячные колебания не выходят за рамки диапазона 78–82%; уровень неодобрения составляет от 14% в январе до 21% в апреле, летом этот показатель снизился до 19–16%.)
По нашим опросам, Дмитрий Медведев не рассматривается как самостоятельный политик. Большинство – 66% – считают, что он действует несамостоятельно, под контролем Путина и его окружения и что он лишь продолжает политику своего предшественника – 82%. Его публичный имидж (личностные «черты», какими он описывается в опросах общественного мнения) тоже повторяет характеристики Путина, только в чуть ослабленном виде. Если бы выборы состоялись в ближайшее воскресенье, то голоса готовых прийти к избирательным урнам распределились бы так: за Путина – 38%, а за Медведева лишь 23%. За Зюганова – 6%, за Жириновского – 4%. Других фигур просто нет.
Ожидания, которые были у людей полтора года назад, что Медведев будет проводить самостоятельную линию и будет играть все большую роль, упали с примерно 40 до 12%. Он действительно не проявляет себя независимо от Путина. Люди понимают, что он поставленная фигура, никаких собственных предложений принципиального характера он не делал. Все разговоры об усилении правового государства, о развитии малого и среднего бизнеса так и остались словами. Они вступают в противоречие с его реальными шагами, которые служат на усиление централизованной власти.
В целом опрашиваемые оценили десятилетие Путина временем относительной стабильности и повышением жизненного уровня. Для начала президентства Путина примечательным был стремительный взлет его рейтинга – практически с нуля до 70%. Такое массовое поведение характерно для острой кризисной ситуации – люди в моменты отчаяния хотели верить в приход «спасителя отечества», надеялись «на сильную руку».
Августовские данные этого года показывают заметно нарастающее недовольство и раздражение людей, но переносимое не конкретно на Путина, Медведева, а на правительство и бюрократию, чиновничество, обслугу власти. Действует старая схема: «Добрый царь и худые бояре». И сегодня в сознании заметной части людей сохраняется такое же представление о власти: Путин хороший человек, но ему мешают.
И все же доверия у людей и к власти, и к лицам, ее представляющим, сейчас стало меньше – люди рассчитывает только на себя (так говорят более 80% населения). Нынешний кризис отличается от кризиса 1998 года своим затяжным течением, ухудшение жизни идет плавно и медленно. Если не считать двух последних месяцев прошлого года – октябрь и ноябрь, – самых тяжелых, то люди успевают приспособиться к нему. Пока в целом есть запас терпения. Его хватит даже в случае второй волны и резкого ухудшения положения еще на 6–9 месяцев. Только после этого будет меняться отношение к первым лицам.
Читайте также: