18.03.2000
"Гори, гори, моя звезда..." - пел он в 60-е. "Гори, гори..." - звучало в 70-е. "Гори, гори..." - раздавалось с экранов в 80-е, - и звезда все горела, и сгорала на глазах нескольких поколений слушателей. Серьезные критики и музыковеды презрительно морщились: "штоколовщина", потакание вульгарным вкусам публики... Но ни один юбилейный или праздничный концерт на высшем партийном уровне не обходился без Штоколова. Он был атрибутом любого основополагающего советского праздника, будь то 7 ноября или 1 мая - наряду с салатом оливье и "Столичной", когда за столом собирались миллионы советских семей и глядели в голубой экран. Что ж за загадочное явление "советского Шаляпина", обвиняемого и обожаемого, презираемого и превозносимого?
26.02.2000
"...Задача экспертизы - отделить оскорбление от оценки. Дело в том, что радикализм оценок - вообще в традиции нашей печати. Я уже не говорю о печати СССР, о каких-нибудь "акулах империализма"... Но и в XIX веке в Российской империи были весьма оценочные, даже оскорбительные номинации. И что удивительно, а может, и не удивительно: наша Дума восприняла эту традицию от первых дореволюционных Дум. У Пикуля есть описания деятельности первых Государственных дум. Такие слова, как пьяница, дебошир, дурак, идиот, встречались сплошь и рядом, не будучи парламентскими выражениями. И Муромцев, и Родзянко пытались сделать что-нибудь, чтобы привести парламентское словоупотребление в норму, но им это плохо удавалось. Скорее всего так же, как не удавалось ни Хасбулатову, ни Селезневу... Когда человек - в запале, контролировать его речь весьма сложно. В журналистике же у нас вообще считается так: чем забористее, тем лучше. Чтобы проняло, как говорится, до печенок..."
30.12.1999
Полемика (и, надо сказать, малосущественная) по поводу того, когда именно заканчивается ХХ век, вряд ли входит в круг обязанностей музыкального обозревателя. Однако если век истекает все-таки в следующем году, не следует ли, исходя из более чем смелого подзаголовка нынешних спиваковских выступлений, предположить, что в перманентном новогоднем сериале Владимира Теодоровича последует перерыв. Трудно даже представить, если вдруг красивые слова сбудутся, как Москва сумеет пережить сей изъян в музыкальной жизни декабря. К Спивакову привыкли, как к прочим незыблемым елочно-рождественским атрибутам.
29.12.1999
Полемика (и, надо сказать, малосущественная) по поводу того, когда именно заканчивается ХХ век, вряд ли входит в круг обязанностей музыкального обозревателя. Однако если век истекает все-таки в следующем году, не следует ли, исходя из более чем смелого подзаголовка нынешних спиваковских выступлений, предположить, что в перманентном новогоднем сериале Владимира Теодоровича последует перерыв. Трудно даже представить, если вдруг красивые слова сбудутся, как Москва сумеет пережить сей изъян в музыкальной жизни декабря. К Спивакову привыкли, как к прочим незыблемым елочно-рождественским атрибутам.
17.12.1999
Александр Борисович Титель родился в 1949 г. в Ташкенте. Окончил режиссерский факультет ГИТИСа по специальности режиссер музыкального театра у Льва Михайлова. Направлен по распределению в Свердловский оперный театр. Государственная премия (1987) за современную интерпретацию Пушкина в опере Владимира Кобекина "Пророк". С 1991 г. - художественный руководитель и главный режиссер Театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. Народный артист России. За спектакли "Эрнани" и "Богема" удостоен национальной премии "Золотая маска". Интервью с ним и читайте в сегодняшнем номере.
16.12.1999
Александр Борисович Титель родился в 1949 г. в Ташкенте. Окончил режиссерский факультет ГИТИСа по специальности режиссер музыкального театра у Льва Михайлова. Направлен по распределению в Свердловский оперный театр. Государственная премия (1987) за современную интерпретацию Пушкина в опере Владимира Кобекина "Пророк". С 1991 г. - художественный руководитель и главный режиссер Театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. Народный артист России. За спектакли "Эрнани" и "Богема" удостоен национальной премии "Золотая маска". Интервью с ним и читайте в сегодняшнем номере.
16.11.1999
В эпоху развитого социализма Советский Союз поставлял на мировой рынок два, бесспорно, конкурентоспособных товара - оружие и искусство. Символом советского военно-промышленного комплекса был автомат Калашникова, символом скрипичного соцарта - Леонид Борисович Коган.