СТАРЫЙ АРБАТ имеет славу заповедника уличных художников, актеров, поэтов и музыкантов. Со 2 ноября к его облику прибавился новый музыкальный театр "Арбат-опера", получивший пристанище в Центральном Доме актера. Иными словами, творческие вечера ЦДА обрели новое качество: это уже не встречи с театральной публикой, не актерские "междусобойчики", а заявка на расширение аудитории.
Этот проект - детище известного музыкального режиссера Ольги Ивановой, знакомой москвичам по постановкам в Камерном музыкальном, Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко. В "Арбат-опере" нет постоянной труппы - приглашаются исполнители из различных коллективов Москвы и России. В премьерном спектакле "Колокольчик" Гаэтано Доницетти - одноактной комической опере - встретились солисты Большого театра, Детского музыкального театра имени Н.И. Сац, артисты хора и оркестра Сочинской филармонии (дирижер - Иван Иванов).
"Сам маэстро Доницетти" (цитата из либретто) выдавал свои многочисленные опусы с итальянской легкостью (72 оперы в самых разных жанрах). Импульсивная динамичность его музыки сформировала характер арбатского первенца. "Колокольчик" играется без декораций. Их отсутствие акцентирует внимание на актерских возможностях: спрятаться не за что. Игра на фоне бордового занавеса-задника отчасти воспринимается в духе итальянской комедии масок, разыгрываемой в данном случае находчивым балагуром и ловеласом Энрико (Игорь Тарасов), трусливым ревнивцем аптекарем Аннибале (Сергей Байков), нарочито кукольной (по замыслу) Серафиной (Татьяна Ханенко). В этом смысле ивановский "Колокольчик" - истинно арбатская опера.
Ольга Иванова - последователь школы Покровского - старается извлечь из музыки действие, то есть перевести абстрактное по сути музыкальное начало в конкретику мизансцен. Спектакль в первую очередь актерский, а затем уже вокальный. Видно, что режиссер умеет востребовать артиста, а когда актер востребован, он и играет в удовольствие. Пение осмысленно, подача текста в великолепном переводе Юрия Димитрина отчетлива, шутки непринужденны. Солисты сценически раскрепощены, иногда, правда, в ущерб контакту с дирижером. К сожалению, помещение ЦДА не слишком приспособлено для исполнения музыки: камерный оркестр рассажен внизу, сбоку от сцены, вследствие чего дирижер повернут к певцам вполоборота. Кроме того, акустические свойства зала не позволили слушателям сполна оценить возможности исполнителей по воплощению блестящего доницеттиевского стиля.
"Арбат-оперой" уже создан небольшой текущий репертуар, состоящий пока из камерных опер ("Служанка-госпожа" Перголези, "Моцарт и Сальери" Римского-Корсакова, "Человеческий голос" Пуленка) и театрализованных "Кофейной кантаты" Баха и "Stabat Mater" Перголези.
Все это небольшие, в пределах часа, произведения, явное преимущество постановки которых, по сравнению с большими оперными полотнами, заключается в минимальных финансовых затратах. В этом смысле прослеживается определенная тенденция жить в реальности и по средствам: даже в репертуаре Большого театра в последнее время прочное место занимают такие сочинения, как "Каменный гость", "Прекрасная мельничиха" и все тот же "Моцарт и Сальери".
По одному спектаклю сложно говорить что-то определенное о перспективах "Арбат-оперы". В Москве уже много лет успешно работает Камерный музыкальный театр Бориса Покровского. Станет ли "Арбат-опера" его филиалом, творческой мастерской или обретет свой облик, покажет будущее.