ПРАЗДНОВАНИЕ 55-й годовщины Квартета имени А.П. Бородина кроме чисто эстетического удовлетворения дало повод поразмыслить о пути одного из лучших камерных ансамблей мира: с чего начинали и к чему пришли?
Вначале вспомним о первых скрипачах. Организатором и основателем квартета был Ростислав Дубинский. В основе лежала идея союза единомышленников, и в это понятие вкладывалось гораздо больше, чем общая любовь к музыке. Дубинский, по воспоминаниям участников квартета, был настоящим лидером - центром репертуарной политики, руководил репетициями, приходя с уже готовым сценарием. Это длилось 32 года. Берлинский считает, что в нынешнем квартете сотрудничество более коллегиальное. Насколько это пошло на пользу - показали юбилейные концерты (о них ниже).
Потом пришел Михаил Копельман, совсем молодой, без опыта игры в квартете, и потому первые годы были сложны и для него, и для коллектива. В беседе с корреспондентом "НГ" Берлинский вспоминал, что хотел передать Копельману лидерство в квартете и тот был готов принять "державу и скипетр". "Но лидером нельзя стать просто потому, что хочешь им стать". 20-летняя конфликтная ситуация разрешилась отъездом первого скрипача. Около четырех лет назад его сменил Рубен Агаронян, уже зрелый музыкант с багажом камерного музицирования и - ключевое слово - солист (не только по послужному списку, но по типу музыкального мышления, что не всегда хорошо для ансамбля). "Квартетного репертуара у него не было, и пришлось начинать с нуля. Задачей было возродить данный ходовой репертуар квартета - около 50-60 сочинений, - отмечает Берлинский. - Этот вариант будет похож на вариант с Дубинским, и лидерство почти завоевано".
Маленькое замечание о вторых скрипках и альтах. Роли их сложны, поскольку ими наполняется фактура, и эта сердцевина в Квартете Бородина традиционно была без червоточин. На вторую скрипку пришел В.Раббей, но работал всего 2 года. Несмотря на музыкальную эрудицию и широкий кругозор, у него были чисто технологические проблемы, касающиеся звука. Потом - Нина Баршай, 4 года. Ярослав Александров - 22 года. Именно с ним квартет вступил в пору своего высшего расцвета. Александров вынужден был уйти из-за профессионального заболевания рук. На его месте по сей день - с 1974 года - Андрей Абраменков, которого считают уникальным вторым скрипачом.
Первым альтом был Юрий Николаевский, впоследствии дирижер. Его сменил Рудольф Баршай, проработавший 7 лет. Изначально он был скрипачом, но безумно хотел играть в квартете и, понимая, что при Дубинском на первую скрипку ему не сесть, взял в руки альт. Рудольф был мужем Нины Баршай, и после развода отношения сильно осложнились, что работе мешало. Потому Берлинский до сих пор является убежденным противником разнополого состава коллектива. Баршай уходил трудно, со скандалом, в Квартет имени Чайковского. Но "золотой век" связан с именем Дмитрия Шебалина, проработавшего 43 года, который вынужден был уйти из-за физических недомоганий. Звучание альта в его руках остается незабываемым. И Берлинский часто говорит нынешнему альтисту Игорю Найдину, пришедшему в квартет 4 года назад: "Ты должен держать в ушах звучание альта Мити". Найдин был под опекой Копельмана, его консультировали Шебалин, Берлинский. В бытность студентом он не пропустил ни одного московского концерта "бородинцев" и даже ездил за ними в зарубежные гастроли.
Так что его появление органично, как творчески, так и по-человечески, подытоживает Берлинский, бессменный виолончелист и вдохновитель ансамбля все 55 лет.
Три концерта - 17, 19 и 22 января - определили положение, занимаемое Квартетом имени Бородина сегодня. Центральным (хотя с точки зрения музыки интересны были все три), конечно, стало 19 января со всеми непременными атрибутами юбилея: бессменный Игорь Бэлза, сверхмодный Юрий Башмет и Владимир Путин. Звучал Второй квартет ре мажор "покровителя" ансамбля - Бородина. Игра каждого участника в отдельности качественна и высокохудожественна, но, быть может, из-за разницы в поколениях исполнительская эстетика не была единой. Два "крайних" инструмента - первая скрипка и виолончель - в идеале ориентируются друг на друга и соответствуют стилистически, однако если Берлинский играет в эмоционально-романтической манере, то стиль Агароняна сухой, техничный (виртуоз он блестящий) и без особых сентиментальностей. Легендарная шикарная середина оказалась "между Сциллой и Харибдой", и общая концепция не обрела целостности. Вторым исполнялся знаменитый секстет Чайковского "Воспоминания о Флоренции" (квартет + Юрий Башмет и Стефан Метц). Башмет приехал прямо к концерту, и предварительной репетиционной работы фактически не было. Тем удивительнее замечательная сыгранность коллектива и достойная игра Башмета, который в самых трудных обстоятельствах не опускает художественной планки. Конечно, рядом с ним Найдин выглядел бледновато. Самое торжественное - вручение правительственных наград квартету, который Путин, вероятно, под впечатлением мощности звучания окрестил "камерным оркестром". Берлинскому дали орден "За заслуги перед Отечеством" IV степени, другим участникам - более скромные награды. Квартет имени Бородина продолжает жить, но на смену традициям золотого века приходят другие.