Глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев готов ограничить рост монопольных тарифов. Фото ИТАР-ТАСС
В конце прошлой недели рубль установил очередной антирекорд, снизившись до уровня 37,01 руб. за доллар. Дешевле наша валюта стоила только в марте – также на волне обострения украинского кризиса. Падали и акции российских компаний: в четверг и пятницу индексы РТС и ММВБ теряли по 1,5–2% за каждый день. Причина ослабления рубля и провала на бирже в угрозе новых антироссийских санкций из-за расширения конфликта на востоке Украины. В четверг выяснилось, что ополченцы перехватили военную инициативу у украинских силовиков, похоронив тем самым «мирный план Порошенко». При этом Порошенко громко объявил о начале военного вторжения России на территорию Украины и об отмене в связи с этим своей поездки в Турцию.
Валютные и фондовые рынки в РФ отреагировали на громкие заявления из Киева ожидаемым падением. Ведь под три волны санкций Россия уже попала – причем без всякого вторжения в Украину. А каких же санкций можно ждать, если российские войска действительно вошли в соседнее государство? Тем более что в Киеве требовали ввести самый что ни на есть максимальный уровень санкций – заморозить все зарубежные российские активы и остановить все банковские платежи.
«Введенные санкции не дали результата. В таких обстоятельствах одним из возможных элементов сдерживания российской агрессии должно быть рассмотрение введения санкций по замораживанию всех российских активов и остановке всех банковских транзакций России в странах – членах ЕС, и в США, и в странах G7», – заявил в четверг украинский премьер Арсений Яценюк. Одновременно с ним заговорили о возможности усиления антироссийских санкций в Париже, Берлине и Вашингтоне.
«Если выяснится, что российские военные присутствуют на украинской земле, это будет невыносимо и неприемлемо», – сказал в четверг французский президент Франсуа Олланд. «Европа будет сохранять санкции и даже усиливать их, если эскалация будет расти», – подчеркнул Олланд. «Россия ведет войну против Украины. Поэтому дальнейших глубоких санкций не избежать», – заявил внешнеполитический эксперт фракции ХДС/ХСС в Бундестаге Карл-Георг Вельманн в интервью Reuters в четверг. Правда, уже к воскресенью выяснилось, что полномасштабного вторжения России на территорию Украины не было. Так что и оснований для применения максимальных санкций по образцу иранских пока нет.
На фоне санкционной войны внутрироссийские экономические новости могут показаться второстепенными. Но это совсем не так. На прошлой неделе в финальную стадию перешел межведомственный спор о повышении тарифов на 2015 год. В прошлый вторник Минэкономразвития объявило о пересмотре официального показателя инфляции на текущий год, который и определял темп повышения монопольных тарифов на 2015 год. Первоначально предполагалось, что в среднем тарифы будут увеличены на 6%. Но после решения Минэкономразвития официально признанный уровень инфляции повышен до 7–7,5%. И это дает возможность лоббистам монополий просить еще большего повышения тарифов. В среду стало известно, что Минэнерго предлагает повысить тарифы на передачу электроэнергии значительно больше, чем на 7–7,5%. Аналогичные запросы идут и от других монополий. Тем не менее пока глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев заявляет о намерении отстаивать общее правило повышения монопольных тарифов только на уровень прошлогодней инфляции. n