Иллюстрация Reuters
Не успел ЕС принять 15-й пакет антироссийских санкций, основной мишенью которых стали теневой торговый флот и военно-промышленный комплекс, как в Брюсселе приступили к работе над следующей порцией рестрикций. Об этом заявила премьер-министр Италии Джорджия Мелони, по словам которой 16-й пакет будет направлен на то, чтобы «добиться справедливого мира» в Украине.
Его и собираются приурочить к третьей годовщине начала специальной военной операции РФ в Украине, сообщили СМИ со ссылкой на европейских дипломатов. Новый санкционный пакет должен послать «четкий сигнал» России и будет содержать меры против секторов российской экономики, которых ограничения пока не коснулись или коснулись «в недостаточной степени». В черный список попадут физические лица и организации, которые Брюссель считает ответственными за «пропаганду и подрыв территориальной целостности Украины».
Со слов источников, Еврокомиссия и Европейская служба внешних связей также хотят запретить въезд и закрыть доступ к зарубежным активам лицам, подозреваемым в шпионаже в пользу России и участии в «кампаниях по дезинформации». Вместе с тем в Брюсселе признают, что установить причастных к «гибридным российским атакам» будет сложно.
Об угрозах в виде «гибридных атак» заявил министр обороны Германии Борис Писториус, указав на потенциально слабые места – сферу энергоснабжения и особо уязвимую инфраструктуру в акватории Северного и Балтийского морей. На этом фоне прозвучало предложение более интенсивно патрулировать морские акватории для предотвращения диверсий и шпионажа. Речь, в частности, идет об идее Польши сформировать специальную миссию на Балтийском море.
Кстати, с председательством Польши в Совете ЕС в первой половине 2025 года в Брюсселе связывают новый санкционный рывок против России. Варшава уже дала понять, что хочет максимально осложнить работу российским компаниям на внешних рынках и усилить контроль над энергоносителями, которые поступают в ЕС. Инициатива Польши добиться большей прозрачности в отношении поставок российского топлива получила поддержку стран Балтии, Финляндии, Франции, Чехии, Швеции. Они выступили с совместным предупреждением по поводу растущего импорта российского сжиженного природного газа (СПГ) в ЕС и того, что «поставщики газа пока не являются должным образом идентифицированными».
Этот вопрос, вероятно, в первую очередь стоит на повестке дня, потому что, кроме СПГ, осталось не так уж и много товаров российского экспорта, которые можно было бы обложить высокими пошлинами или запретить вообще. Поэтому ожидается, что будущие пакеты санкций будут направлены на борьбу с обходом уже существующих ограничений.
При этом любые новые рестрикции должны будут преодолеть венгерское и, возможно, словацкое вето. Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан, выступая на пресс-конференции по итогам года, подтвердил позицию своего правительства, которое с начала украинского кризиса выступало против того, чтобы использовать для его разрешения санкции в отношении Москвы. Если конфликт в Украине завершится, «то придет конец и санкциям», которые наносят ущерб экономике Европы. Орбан считает, что штрафные меры надо отменить как можно скорее и как можно в более полном объеме.
Что же касается конфискации замороженных активов Центробанка РФ в пользу Украины, то Евросоюз оценивает юридические и финансовые последствия такого шага. По информации Bloomberg, если страны Балтии, Польша и Швеция настаивают на «креативных способах» использования российских денег, то Бельгия, Германия и Люксембург по-прежнему «очень обеспокоены» идеей конфискации, которая поставит под вопрос доверие к финансовой системе ЕС.
Москва считает санкции ЕС нелегитимными и принимает меры, чтобы минимизировать их влияние на российскую экономику. «Каждый раз такие действия приводят к нашему противодействию», – заверили в Кремле.