По делу Надежды Савченко назначены две новые экспертизы. Фото Reuters |
Надежда Савченко, обвиняемая в причастности к убийству российских журналистов и находящаяся в России под арестом, станет делегатом от Украины в Парламентской ассамблее Совета Европы (ПАСЕ). Российские адвокаты летчицы сообщили, что в отношении их подзащитной проводятся две новые экспертизы, и пообещали, что вскоре представят доказательства ее полной невиновности.
В прошедшую пятницу глава партии «Батькивщина» Юлия Тимошенко заявила, что Надежда Савченко будет представлять Украину в ПАСЕ. По словам Тимошенко, соответствующий пункт вошел в проект коалиционного соглашения между партиями Верховной Рады.
Между тем стало известно, что в отношении украинской летчицы следствием назначены две новые экспертизы. Адвокат Марк Фейгин пояснил «НГ», что это компьютерно-техническая и криминалистическая экспертизы материалов, которыми располагает обвинение. Адвокат пояснил, что защите деталей никто не разъяснял и экспертный материал не представил.
По словам Фейгина, в компьютерно-технической экспертизе материалом для исследований является телефон и две сим-карты, а в криминалистической – «это какие-то записи графические, о которых мы ничего не знаем». Он заявил, что защита по этому поводу уже написала возражение.
Адвокат Николай Полозов сказал «НГ», что в ходе компьютерно-технической экспертизы будет исследован телефон с двумя сим-картами, который был изъят у Савченко при задержании. «По версии обвинения, Савченко по телефону передавала координаты журналистов бойцам батальона «Айдар», и ее причастность к их гибели – это ее звонок», – объяснил он. Что касается криминалистической экспертизы, то, по словам Полозова, «поскольку Савченко была задержана в камуфляжной одежде с простреленным рукавом, то вещи эти изъяли для того, чтобы определить наличие на них частиц пороха, различных других мелких деталей, которые следствию нужны для установления обстоятельств по делу».
Адвокат сообщил, что экспертизы назначили чуть ли не в начале осени, однако следствие ознакомило защиту с постановлением только на днях. Результатов еще нет, как, впрочем, и заключения по итогам психиатрической экспертизы.
Полозов объявил, что защита вскоре представит доказательства, подтверждающие невиновность Савченко. «Они включают в себя вещественные доказательства, в том числе сведения, полученные с биллинга – системно-аппаратной части сотовой сети, фиксирующей не только звонки абонентов, но и их местоположение. У нас будет биллинг ее номеров. Это позволит восстановить картину произошедшего в тот день: кто в каком месте находился, кто куда перемещался», – подчеркнул адвокат. Полозов заявил, что, по данным биллинга, на момент гибели журналистов Савченко уже была в Луганске – в здании военкомата, где ее держали в плену. По словам адвоката, таким образом, у него есть стопроцентное доказательство алиби подзащитной. «Я убежден, что нет никаких оснований, чтобы ее удерживать, это ее алиби дает возможность следствию немедленно прекратить дело. Надо расследовать, кто действительно причастен к гибели журналистов, а не брать случайных людей и потом тянуть из них жилы», – подчеркнул адвокат. Доказательства защита надеется представить до конца года.
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин пояснил «НГ», что выдвижение Савченко в ПАСЕ вряд ли согласовано с Европой, это самодеятельность партии Тимошенко. Эксперт сомневается, что в ПАСЕ будут звучать какие-то громкие заявления по этому поводу. А что касается России, то она скорее всего этот факт демонстративно проигнорирует, понимая, что ее за это из Совета Европы не исключат. «Это вряд ли повлияет на российское следствие, Россия исходит из того, что это ее внутренняя компетенция, а Савченко получила все эти мандаты, когда находилась уже за решеткой», – заключил Макаркин.
Депутат Заксобрания Петербурга, юрист Александр Кобринский сказал «НГ», что в нашем Уголовном кодексе есть положение, согласно которому в РФ могут расследоваться дела, связанные с преступлениями против российских граждан за рубежом. Однако, по его мнению, «что касается Савченко – это чисто политическое дело. Все знают, как она оказалась в России». Как пояснил юрист, «там нет ровным счетом никаких не только юридических оснований, но вообще нет никаких даже следов доказательств ее причастности к преступлению». По мнению Кобринского, «дело Савченко» укрепляет тотальное недоверие к российской правоохранительной системе.