Сегодня Таджикистан делает все, чтобы создать у себя рыночную экономику. Это то "чужое", необходимость утверждения которого в нашей стране отвечает воле абсолютного большинства населения. Воле подавляющего большинства народа соответствует создание в Таджикистане правового демократического светского государства.
Восприятие внешнего влияния переходит в культ чужого, если последнее навязывается насильно или воспринимается теми или иными силами добровольно, но в ущерб благополучию, миру и развитию страны. Если же внешнее влияние способствует ее оздоровлению и развитию, не противоречит национальным ценностям, принимается добровольно большинством, не разрушает мира и не навязывается, то говорить о культе чужого уже нельзя.
Вместе с тем мы отвергаем всякие обвинения в ксенофобии. Например, не имеет ничего общего с культом чужого принятая народом система устройства Академии наук по образцу Российской.
Следуя этим очевидным положениям, мы можем сказать, что в настоящее время Таджикистан является открытым обществом. Он открыт для дружественных связей и взаимопомощи развитых и развивающихся стран, всего мирового сообщества, для подтвердивших свою благотворность идей и норм, для экономического и научно-технического влияния и помощи ведущих стран и международных организаций. Наша страна открыта для совместного с другими государствами обеспечения региональной и мировой безопасности.
Демократия до того, пока она не утвердилась во всей своей полноте, является внешней моделью, идеей, пришедшей к нам от ведущих стран современного мира. Однако попытки насильственного (даже изнутри) учреждения тех или иных форм демократии дискредитируют демократическую идею. Отчасти так произошло и в Таджикистане, и в этом одна из причин гражданской войны, когда свободу стали использовать для прикрытия произвола.
Раньше считалось, что прочность государства зависит от абсолютного господства одной идеологии. Сегодня мы убеждаемся в другом: нам следует искать и находить новые факторы объединения общества при всем его многообразии.
История Саманидов и празднование юбилея раскрывают нам еще одну истину: в народе заключен огромный потенциал творчества и созидания.
Трагическое стечение обстоятельств и политическая близорукость могут легко превратить этот потенциал в разрушительную силу, подминающую под себя человечность, этику и культуру.
Но можно направить энергию народа в русло созидания - и тогда в обществе утвердятся подлинно человеческие ценности. Так происходило в Таджикистане в ходе подготовки к юбилею Саманидского государства. Ученые, поэты, литераторы, архитекторы, деятели искусства, ощутив в своем творчестве идущий из глубин веков обновляющий импульс, откликнулись на него новыми исследованиями, статьями и книгами, поэмами и песнями, кино- и телефильмами, театральными постановками и т.д. Одним словом, духовная жизнь пришла в движение.
Вакуум, возникший в результате развала старого государства и заполнявшийся всевозможными видами экстремизма в начале 90-х гг., стал исчезать благодаря обновляющейся духовности таджикистанцев. Стержнем ее стало новое понимание подлинно человеческих ценностей, важнейшей из которых является мир.
Тяжелейшие испытания привели нас, таджикистанцев, к пониманию мира и согласия как высших общечеловеческих и национальных ценностей. Зарождающаяся демократия должна вписываться в мирный процесс, а созидаемый прочный мир должен отвечать требованиям демократии. Именно этот принцип лежит в основе Общего соглашения об установлении мира и национального согласия, подписанного в Москве 27 июня 1997 г.
Прочный мир - ключ к решению всех вопросов жизни, развития и благополучия в современном и будущем Таджикистане. Вглядываясь в прошлое, в события эпохи Саманидов, начинаешь убеждаться в том, что даже в период крайне напряженных межгосударственных отношений самым важным вопросом для представителей правящей династии было установление мира и благополучия в стране. Мир давал возможность для развития городов, для роста благосостояния населения.
Обладая государством с обширной территорией и громадными людскими ресурсами, Саманиды не культивировали вселенской идеи великих походов или мировых захватнических войн. Делалось все для защиты мирного труда и благоустройства государства. Только так можно понять слова центральной политической фигуры этой эпохи Исмаила Самани: "Пока я жив, я - стена Бухары".
А ведь это было время, когда Буиды, соседствующая династия, путем захватнических войн возродили домусульманский иранский титул "шахиншаха" - царя царей, но полностью подчинились влиянию арабского языка.
Можно много говорить об эпохе государства Саманидов, находить исторические параллели или подмечать своеобразие канувшего в Лету общества, но на первый план выступает древнейшая традиция государственности, которую мы должны возродить в полном масштабе.
Речь идет о таком понятии, как "кедхуда", историю которого возводят к мифическому царю Фаридуну из героического эпоса древних иранских народов. Вот что пишет Василий Бартольд, выдающийся русский востоковед: "С понятием кедхуда первоначально связывалось понятие о власти над семьями и потомством; в мусульманский период идеального кедхуду представляли себе в виде заботливого хозяина".
Кедхуда как хороший хозяин заботится о "благоустройстве государства, прорытии каналов, о постройке мостов через большие реки, о благосостоянии деревень и поддержании земледелия, о возведении укреплений и основании новых городов, об украшении городов высокими и красивыми зданиями, об устройстве рабатов на больших дорогах".
Возрождение государственной традиции кедхуда актуально сегодня, в условиях мира. Причем кедхуда - это необязательно правитель, а любой хороший хозяин. Саманидское государство воплощало в жизнь древнейшую традицию.
Мир, установленный в Таджикистане, дал возможность начать созидательную работу. Вопреки труднейшему экономическому положению мы проложили дорогу на восток и юг Азии, вырвав Таджикистан из векового геоэкономического тупика. В эти дни прокладывается тоннель Уштур, который свяжет север Таджикистана со всеми остальными частями страны. Разрабатываются новые месторождения газа, начато строительство новой Сангтудинской ГЭС, благоустраивается столица Душанбе.
Кстати, автомагистраль, прокладываемая к Каракорумскому шоссе, соединит кратчайшим путем Азию и Европу, возродит важный участок Великого шелкового пути, даст мощный импульс развитию различных отраслей экономики, в том числе международного туризма.
Мы не одни на пути строительства нового, с нами соседи - народы и страны СНГ, на чью долю тоже выпали испытания в конце XX в.
И вместе с тем мы всегда должны помнить, что на нас с высоты веков взирают наши предки и что за нами - тысячелетие свершений, начатых в государстве Саманидов.