Президент Таджикистана Эмомали Рахмонов на праздновании Дня Независисмости |
НА ДНЯХ, в первой декаде сентября этого года, мы будем праздновать 1100-летие государства Саманидов - одного из первых государств таджиков, достигшего в это время наибольших результатов в своем развитии.
Напрашивается вопрос: почему после обретения независимости у многих народов бывшего Союза обнаружилась потребность обратиться к своему историческому прошлому?
В этом ряду празднование тысячелетия великого Манаса в Кыргызстане, различных дат в других странах. В одночасье древность, бывшая предметом внимания специалистов, вдруг стала предметом всеобщего интереса современников.
Дело, пожалуй, в том, что новые политические реалии создают новое мировоззрение и находят себе основание в историческом прошлом.
История мертва, пока она не воспринята людьми. История оживает, когда становится состоянием души. И тогда это уже не история, а современность.
В прошлые десятилетия мы слишком много времени тратили на изучение истории КПСС и очень мало внимания уделяли своей истории и культуре.
Конечно, и тогда были, и сегодня есть ученые, прекрасно знающие историю, но последняя оставалась достоянием немногих людей. Этот факт вызывал смятение в душах наших соотечественников, но мощный бюрократический аппарат старого союзного государства и его идеология препятствовали естественному развитию народа.
Таджикистан. Варзобское ущелье |
Гражданская война в Таджикистане внесла еще большее смятение в умы и сердца. Братоубийственная война всегда обкрадывает и унижает людей, низводя на нет самое жизнь и все то, что составляет ее ценность. Но бывает так, что в самые тяжелые времена возникают прекрасные идеи, помогающие в решении сложных проблем.
Два года подготовки к 1100-летнему юбилею государства Саманидов, несмотря на тяжелое экономическое положение и нелегкие шаги по пути выхода из кризиса, стали временем освобождения нашего народа от самоунижения и временем его самопознания - пусть пока совершенно недостаточного, неполного.
В связи с приближающейся датой ожила духовная жизнь таджикистанцев. Хаос и растерянность в умах лучшей части общества сменились надеждой на реальную возможность обрести новые и возродить утерянные ценности.
В то время, когда в стране продолжалась гражданская война и новое государство на развалинах старого еще только складывалось, мы по-настоящему стали сознавать свою принадлежность к древней традиции государственности таджиков в Средней Азии и на Среднем Востоке.
Появилась идея, работающая на процесс объединения таджикистанцев.
В нашем обществе в 90-е гг. действовали многие факторы, способствующие сплочению народа: язык, самостоятельная история таджиков, не растворившаяся в истории соседей, богатейшая культура, древнейшая традиция государственности.
Но события в Таджикистане развивались так, что на первый план выдвинулась идея мира как основы общенационального согласия, которая действительно стала мощным объединяющим началом.
Согласие в обществе не бывает "разлито" повсюду равномерно. Люди часто не соглашаются друг с другом и только ценой больших усилий не допускают превращения общества в арену борьбы всех против всех.
Идея мира в Таджикистане объединила всех. Однако прочное единство зависит не только от гражданского мира. Есть большой круг ценностей, представлений и убеждений, формирующих целостность всякого народа, вызывающих солидарные чувства и единство людей.
Таким объединяющим началом является история, вобравшая в себя и взлеты национального духа, и трагические страницы прошлого.
Угроза национальной катастрофы настоятельно требовала и требует от нас, таджикистанцев, возвращения к собственным истокам и корням, частичная утрата которых была одной из причин гражданской войны.
Эпоха Саманидов - золотой век таджиков - высвечивает многотысячелетнюю их историю, ее богатство, величие и трагичность.
Саманиды, обеспечившие своему отечеству мир и благополучие, создали условия для необыкновенного взлета творческого гения таджиков. Покинув, образно говоря, мир меча, они стали властелинами подлинно человечного мира, первопроходцами в среднеазиатской поэзии, архитектуре и миниатюре, религиоведении и медицине, каллиграфии и орнаменте, науке и светской духовности.
После Саманидов верховная политическая власть была утеряна таджиками, но была ли утеряна сама государственность? Многие ученые полагают, что нет. Администрация и управление, правоведение находились в последующие эпохи в руках носителей таджикского языка, который являлся государственным языком во всех позже образовавшихся государствах Средней Азии.
Поэтому нам сегодня столь дороги достижения нашего народа. Они взывают к нам из глубины веков и велят опираться на них во имя мира, согласия и единства.
Вместе с тем следует заметить, что многие проблемы предстали в наши дни по-новому. История таджиков словно сосредоточилась, уплотнилась в последнем десятилетии уходящего века.
Формирование таджикского народа более тысячи лет назад, в эпоху зарождения Саманидского государства, было одновременно этнокультурным и этнополитическим обновлением восточноиранских народов, их объединением. Появление нового языка - таджикского-фарси - знаменовало, по сути, возникновение новой цивилизации. Это было время созидания таких ценностей, которые стали основой национального согласия и единства таджиков на протяжении всей последующей истории, послужив сохранению народа среди вакханалии варварства и насилия, обрушившихся на Центральную Азию в средние века.
Под влиянием культа науки, языка, ненасилия и созидания сформировался национальный характер таджиков, которые среди всепожирающего огня постоянных войн сделали все для сохранения медицины, образования, литературы, традиций государственности.