Колонна из селения Оббурдон. Долина Заревшана. Резьба по дереву. IX-X вв. |
У истоков этой великой любви к человечеству стояли Закария ар-Рази и Хоразми, Фараби и Рудаки, Бируни и Авиценна, Дакики и Фирдоуси и многие другие замечательные, хотя и не столь известные деятели культуры, без которых невозможно было восхождение этой блестящей плеяды - яркого созвездия среднеазиатской цивилизации. Условием для ее возникновения послужило становление и утверждение государства Саманидов. Это было начало Средневосточного Возрождения, продолжавшегося несколько столетий. Возникла новая духовность, оставившая глубокий след в истории человечества.
Однако начиная с ХVI в. цивилизация Средней Азии все более и более угасала из-за войн и нашествий, и ее горящие угольки тлели, за редкими исключениями, под пеплом всеобщей рутины и стагнации вплоть до XX в.
Если на протяжении последовавшего после Саманидов тысячелетия народу угрожало физическое уничтожение, то в нынешнем столетии угроза существованию таджиков оказалась более изощренной. Ее можно назвать геноцидом облика, духа и исторического наследия таджиков.
"Всадник и всадница". Фрагмент росписи. Пенджикент. VII-VIII вв. |
Подвиг великих сынов народа Садриддина Айни, Бободжона Гафурова и других замечательных деятелей навсегда останется в истории. Садриддин Айни содействовал реализации исторического права таджиков иметь свою республику в Средней Азии, а Бободжон Гафуров показал самостоятельность и самобытность исторического развития таджиков с древнейших времен. Тем самым раз и навсегда были отвергнуты попытки растворить цивилизацию таджиков в истории других народов Средней Азии и Среднего Востока. Так закладывалась основа национальной независимости таджиков, ставшей реальностью в конце XX в.
Вместе с тем жизни таджикского народа, как и многих других народов, с давних времен сопутствовало такое печальное явление, как культ чужого. К сожалению, этот культ дает о себе знать и в наши дни.
Так, в результате арабских нашествий и принятия ислама неарабскими народами в их жизни возникла сильная тенденция арабизации культуры, языка и литературы. Хотя, с другой стороны, без обратного влияния иранских народов на арабов невозможно понять сформировавшийся в эти века мусульманский мир.
В государстве Саманидов в противовес этой тенденции проводилась мудрая, взвешенная политика ограничения культа чужого и всемерного содействия языку таджиков, сбережению их исторической памяти и культуры. Именно в государстве Саманидов была проявлена замечательная инициатива сохранения древнего эпоса иранских народов. Работа по творческому освоению и увековечению эпоса была начата Дакики и продолжена Фирдоуси. При Саманидах на таджикский язык был переведен обширный комментарий к Корану, написанный историком Табари, и составлен оригинальный комментарий.
Ориентация на утверждение внешнего влияния во внутренней жизни, наблюдавшаяся в других государствах в ту эпоху, при Саманидах сменилась процессом усвоения чужого на собственной основе и прежде всего всемерным развитием собственных источников культуры, науки, литературы и государственности. По существу, эта политика должна быть ведущей в современной жизни Таджикистана.
Государство Саманидов сыграло, таким образом, исключительную роль в преемственности культуры и языка иранских народов. Дело в том, что после нашествия арабов западные иранцы на два века потеряли родной язык - среднеиранский пехлеви. Через двести лет таджикский-фарси, истоки которого - в государстве Саманидов, распространился на запад.
Упомянутый нами выше культ чужого, который в государстве Саманидов имел предельно ограниченные масштабы, сыграл неприглядную роль в истории народа на рубеже XIX и XX вв., особенно в 20-е гг. нашего столетия. Речь идет о некоторых таджиках - видных государственных деятелях, действовавших под чужим флагом и оставивших печальный след в истории народа.
У читателя, немного знакомого с историей Средней Азии, но не ведающего о незыблемости и прочности новых реалий, могут возникнуть представления о возможности пересмотра итогов национально-территориального размежевания 20-х гг. или, еще хлеще, об угрозе возникновения "Великого Таджикистана" или "Великого Хорасана" на основе перекроенных границ.
Ничего более нелепого придумать невозможно. Реалии Средней Азии таковы, что всякое изменение межгосударственных границ в регионе чревато катастрофой, которая не оставит места никакому "великому" государству или "великому" лидеру.
Не следует путать исторический Таджикистан с современным Таджикистаном. Политически и государственно они несовместимы. Признавая уникальность культуры каждого народа, мы в то же время не отказываемся от культуры всей Средней Азии. Это определяет наше искренне дружественное отношение ко всем населяющим ее народам.
Но вернемся к культу чужого, каким он явил себя во времена, более нам близкие. На протяжении десятилетий нашего столетия поклонение чужому привело к утере родного языка частью нашей интеллигенции.
Совсем недавно культ чужого проявился в виде попыток небольших групп наших граждан, ставших единомышленниками политиков других стран, насильно навязать Таджикистану форму государственного устройства, неприемлемую для большинства народа Таджикистана. Это приводило и может привести в будущем только к трагедии.
Наше отношение к этому было сформулировано еще несколько лет назад: мы не хотим, чтобы кто-либо был похожим на нас, но и не позволим, чтобы кто-нибудь насильно создавал из нас свое подобие. От этого принципа мы не откажемся.
В данной связи есть необходимость в разъяснении отношения к "своему" и "чужому". Нет ни одного народа, который не испытывал влияния извне, влияния другой цивилизации или политики, культуры или экономики. К сожалению, эти влияния в истории часто были насильственными, хотя есть очень много фактов и добровольного восприятия внешнего влияния, образа жизни или поведения.
Однако современное мировое сообщество, все его наследие и современность, все его идеалы и нормы международного права категорически требуют от народов, стран и политических сил отказа от варварского решения вопросов взаимных влияний и взаимодействия насильственным путем.
По существу, подлинная демократия заключается в том, что никто не имеет права насильно навязывать другому свою волю и свой образ жизни, поведения, мыслей, не может действовать вне демократических законов и человеческих ценностей, не противоречащих принципам демократии.