0
9328
Газета Экономика Интернет-версия

09.09.2014 00:01:00

Российские акции отреагировали на угрозы премьера

Тэги: медведев, экономика, украинский кризис, санкции, аэрофлот


медведев, экономика, украинский кризис, санкции, аэрофлот Небо над страной может быть закрыто для иностранного транзита. Фото Reuters

В российском правительстве не знают, как обеспечить экономический рост, зато готовятся к санкционной войне и к повышению налогов – такое впечатление оставляет вчерашнее интервью премьера Дмитрия Медведева газете «Ведомости». Глава правительства пригрозил закрыть небо для западных авиакомпаний и отключить поставки электроэнергии для Украины. После этих заявлений акции «Аэрофлота» оказались лидерами падения из-за возможных последствий авиационного эмбарго. А в Киеве недоумевают: о каком отключении говорит Медведев, ведь Украина вырабатывает энергии больше, чем потребляет.

За время работы правительства Медведева российская экономика замедлила рост почти втрое: с 3,4% в 2012-м до менее 1% в 2014-м. 

А в начале года в стране даже была отмечена рецессия – то есть отсутствие роста в течение двух кварталов подряд. И происходило это сползание в стагнацию задолго до украинского кризиса и объявления каких-либо санкций – зато при рекордно высоких ценах на нефть.

В такой ситуации от главы правительства можно было ждать анализа неудачной экономической политики. Почему соседи уверенно растут, а мы оказались в списке отстающих? Экономика Польши, например, вырастет в этом году чуть больше, чем на 3%. А Россия – хорошо, если дотянет до 1%. Но кабинет Медведева, похоже, настолько смирился со стагнацией, что сам себя убеждает в нормальности этой ситуации. «Нельзя сказать, что ситуация в других странах кардинально отличается от нашей», – утверждает премьер. Но поверить в это непросто: ведь мир в среднем растет на 3%, а Россия – почти в шесть раз медленнее.

Примечательно, что в день публикации интервью премьера мировые цены на нефть опустились ниже 100 долл. за баррель, что не сулит российскому правительству ничего хорошего. Так или иначе, но услышать от премьера серьезный анализ причин замедления экономики так и не удалось. Зато много узнали читатели о будущих контрсанкциях, которые российские власти готовы применить к другим странам.

Самая серьезная угроза – это закрытие воздушного пространства России для западных перевозчиков. В этом случае авиаперевозчики, «которые и так балансируют на грани выживания», будут облетать Россию по длинным маршрутам, что «может привести к банкротству многих авиакомпаний». После публикации этих слов Медведева акции нашего «Аэрофлота» оказались в лидерах падения и подешевели на 1,36%. Не рекорд, конечно, но тенденция очевидна.

Если Россия действительно запретит транзитные полеты, то же самое могут сделать и европейские страны для российских авиаперевозчиков. И последствия такой эскалации могут быть очень болезненными уже для самой России. Вслед за этим недалеко будет и до запрета продажи гражданских самолетов в РФ.

Просчитывают ли эти последствия в правительстве – не совсем ясно. На вчерашнем совещании премьер объявил, что парк магистральных самолетов гражданской авиации на 80% представлен иностранными воздушными судами, а для региональных самолетов этот показатель составляет почти 50%. Причем количество иностранных самолетов у российских авиаперевозчиков не сокращается, а растет.

«Это, конечно, может быть не страшно, но тем не менее решение большинства вопросов эксплуатации, подготовки летчиков обеспечивается с участием зарубежных компаний. Конечно, это накладывает определенные на нас обязательства, я уже не говорю о получении запасных частей», – сообщил Медведев. Он добавил, что уже был неприятный инцидент, когда авиакомпания «Добролет», в парк которой входили самолеты Boeing 737, прекратила работу из-за антироссийских санкций.

Дмитрию Медведеву пообещали рост производства новых отечественных самолетов – в частности, нового самолета МС-21. «По планам создания этого самолета – он у нас пойдет в эксплуатацию под названием Як-242 – в апреле 2016 года первый самолет будет уже собран и поднят в воздух», – пообещал вице-премьер Дмитрий Рогозин. По его словам, российский авиапром уже имеет 150 твердых заказов на Як-242, способный перевозить от 150 до 180 пассажиров. Правда, назвать этот самолет исключительно российским нельзя. Ведь бортовая электроника на нем будет иностранной. Да и двигатели у новых машин будут импортными – от фирмы Pratt&Whitney. Отечественные двигатели у Як-242, по словам Рогозина, появятся позже. Работа по отечественному двигателю сейчас синхронизирована с созданием самого самолета, утверждает Рогозин. Так что даже после появления Як-242 российская гражданская авиация останется столь же уязвимой перед санкциями, как и сегодня.

Еще одна угроза Дмитрия Медведева – это намек на отключение электроэнергии для Украины. Но в Киеве эти слова премьера восприняли с удивлением, поскольку эта страна производит энергии больше, чем потребляет. Из-за этого украинцы даже ограничивают избыточное производство энергии на своих АЭС. Между Украиной и Россией отсутствуют коммерческие договоры на поставку электроэнергии, сообщает агентство УНИАН. В другие страны Украина исключительно экспортирует электроэнергию. «В разные годы Украина импортировала электроэнергию из РФ при авариях на ЛЭП или ТЭС, но это – исключительная ситуация», – говорят в Киеве.

Читайте также редакционную статью


статьи по теме


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Маск продолжает заманивать Гренландию в состав США

Маск продолжает заманивать Гренландию в состав США

Денис Писарев

0
1188
Бои в зоне СВО и на «курском фронте» по-прежнему ожесточенные

Бои в зоне СВО и на «курском фронте» по-прежнему ожесточенные

Денис Писарев

Экс-представитель Трампа по Украине обозначил возможные условия урегулирования конфликта

0
5374
Региональная политика 30 декабря – 2 января в зеркале Telegram

Региональная политика 30 декабря – 2 января в зеркале Telegram

0
2869
Официальные курсы валют до 9 января 2025 года

Официальные курсы валют до 9 января 2025 года

0
6702

Другие новости