Ангела Меркель напугала антироссийскими санкциями европейских банкиров. Фото Reuters
Евросоюз обещает вводить против России ступенчатые санкции, принуждая Москву к неким уступкам. Уже сегодня на встрече министров иностранных дел стран – членов ЕС может быть объявлено о так называемой второй ступени санкций. Этот уровень включает визовые ограничения, персональное замораживание активов и отказ от проведения саммитов Евросоюз–Россия. За этим может последовать и третья ступень масштабных экономических санкций. Между тем агентство Reuters сообщает о сокращении кредитования российского бизнеса иностранными банками, которое началось до объявления официальных санкций.
Германия призывает Россию изменить свою позицию по Украине и Крыму, в противном случае 17 марта ЕС вынужден будет предпринять ответные меры, заявил глава МИД ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер в интервью, опубликованном в воскресенье. «Мы не искали конфронтации, но если Россия не пойдет на уступки в последнюю минуту, то в понедельник на встрече министров иностранных дел стран – членов ЕС мы дадим соответствующий ответ», – указал немецкий министр. Тем самым он почти дословно повторил слова канцлера ФРГ Ангелы Меркель, которая пообещала России «массированный ущерб, как экономический, так и политический».
Вторая ступень антироссийских санкций, по ее словам, будет включать персональные ограничения поездок на Запад, замораживание банковских счетов отдельных чиновников и сокращение дипломатических контактов.
В России вторую ступень санкций считают мягким вариантом. Такую характеристику дал экс-министр финансов Алексей Кудрин. «Если санкции останутся на уровне только ареста счетов отдельных граждан, предприятий и операций, продукции, я бы назвал это мягким вариантом», – заявил Кудрин на прошлой неделе. Он напомнил, что при конфликте с Грузией западные санкции длились около трех–шести месяцев, а затем ситуация стала стабилизироваться. «Сейчас, может быть, она продлится дольше, до нахождения политических решений сторон. Поэтому нам нужно понимать, что может быть вторая волна санкций», – уверен Кудрин.
Европейские банки заново оценивают российские
риски. Фото Reuters |
«Ключевое отличие между первой и второй волной – ограничение наших финансовых институтов в проведении операций с валютой на мировом рынке. Это не значит, что операции прекратятся, банки должны будут работать через корсчета не американских и, может быть, европейских банков, а через другие страны, – сказал Алексей Кудрин. – Мы должны понимать, что в ряде ситуаций такие меры применялись. В таком случае дополнительный отток капитала по второй волне может достигать 50 млрд долл. в первый-второй кварталы. Тем самым суммарно по году он превысит то, что было в предыдущие годы». Заметим, что у Меркель и Кудрина разная арифметика ступеней санкций: то, что немцы называют второй ступенью, Кудрин считает первой.
Экс-министр полагает, что власти могут помочь российским компаниям перекредитоваться из иностранных банков в российские. «Есть разные формы такого взаимодействия с кредитными учреждениями, в том числе – гарантии. Такой спектр предложений сейчас вырабатывается и может быть выработан в кратчайшие сроки, одна–три недели», – сказал он.
Пока же агентство Reuters сообщает, что около 20 новых кредитов для российских компаний, которые обсуждались с западными банками, могут быть отложены или отменены. Среди них Reuters называет и трехлетний заем «Вымпелкому» на 2 млрд долл., который находился в продвинутой стадии. Удорожание заимствований станет еще одним риском для экономики России, над которой нависли санкции США и Европейского союза, пригрозивших наказать Москву – указывает агентство. Международные банки тянут время, в том числе в сделках, уже одобренных кредитными комитетами, поскольку хотят прояснения быстро меняющейся политической ситуации, говорят банкиры. «Российские сделки заморожены», – признают банкиры.
Между тем независимые эксперты указывают, что заменить западные кредиты российскими госгарантиями будет невозможно. «Наши государственные гарантии сегодня стали далеко не лучшим обеспечением. Ведь это гарантии правительства, к которому есть претензии и против активов которого могут быть применены ограничения», – указывает директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. Кроме того, сами по себе гарантии – лишь обеспечение будущего кредита, и проблему размораживания кредиторов наличие госгарантий не снимает», – отмечает эксперт.