0
3786
Газета Культура Печатная версия

26.04.2020 19:14:00

3D-прогулка за татуировкой

Один из вариантов перевода выставок в цифровой формат – виртуальные панорамы, но в Москве их еще немного

Тэги: пандемия, коронавирус, культура, музеи, выставки, онлайн, виртуальные экскурсии

Все статьи по теме "Коронавирус COVID-19 - новая мировая проблема"

пандемия, коронавирус, культура, музеи, выставки, онлайн, виртуальные экскурсии Экспонаты выставки «Тату» в Пушкинском музее. Кадр с сайта www.культура.рф

Пока Минкульт с Минфином обсуждают возможности компенсации музеям финансовых потерь во время карантина, музеи продолжают делать свою работу – ту, что видна зрителю, – бесплатно. Хотя зрители тоже могут как-то помочь – на музейных сайтах есть кнопка «Поддержи музей». Онлайн-формат для изобразительного искусства – штука в большинстве случаев, мягко говоря, невыигрышная. То не видно деталей, то не складывается картина целого, не говоря уже о принципиальных для живописи и графики передаче цвета и фактуры. Сейчас основной способ общения музеев с аудиторией – лекции, совсем другой жанр. В плане выставок используют разные формы – онлайн-экскурсии, путеводители на izi.travel, создание отдельных сайтов (обычно работы там объединены в разделы по каталожному принципу). Все это было известно до пандемии, как и попытка оцифровать выставку в виде виртуальной панорамы, что сложнее, но дает какую-никакую иллюзию того, что вы не просто видите список картинок, а идете. То есть в идеале считываете концепцию, смысл соседства разных работ и т.д. В Москве панорам, появившихся именно во время коронавируса, нам удалось найти мало. В нынешней ситуации ранжировать по качеству и сами выставки, и панорамы было бы, по мнению корреспондента «НГ», некорректно. Рассказываем о том, что нашли.

1. Пушкинский музей: «Тату» и «От Дюрера до Матисса. Избранные рисунки из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина».

При закрытии музеев ГМИИ, как мы уже писали, оказался на передовой во всех смыслах. И с тех пор, как мы это писали, только подтверждает умение работать в стрессовых условиях. Выставку «От Дюрера до Матисса» (см. интервью с куратором Виталием Мишиным в «НГ» от 23.03.20 и обзор виртуальной экспозиции от 08.04.20), напомним, открывали уже онлайн. С этим проектом дело обстоит сложно: графика – хрупкое искусство, которому противопоказано длительное пребывание на свету. Проект продолжает прирастать экскурсиями специалистов, выпущен путеводитель на izi.travel, а недавно музей сделал виртуальную панораму. Теперь экспозицию можно виртуально пройти шаг за шагом (даже если вы живете далеко от Москвы), понять логику развески (то, что позволяет сделать виртуальная панорама и что недоступно платформам, на которых произведения выложены по каталожному, а не пространственному принципу). Большинство произведений откомментированы, прописаны – чего не было в путеводителе на izi.travel – техника и размеры. Единственное, что работы нельзя хорошенько увеличить. Но это уже, как говорится, до лучших времен.

К проекту «Тату» (см. «НГ» от 04.03.20) тоже выпускают видеоэкскурсии и сделали панораму, но она гораздо менее подробная – на уровне виртуальной прогулки по залам и чтения поясняющих текстов к разделам, но не к отдельным экспонатам. К слову, на платформе, где Пушкинский представляет виртуальные панорамы (по постоянной экспозиции и по выставкам), есть и панорама одной из главных выставок прошлого года – «Щукин. Биография коллекции». Прочесть про все экспонаты там нельзя (за этим – на izi.travel), но вспомнить именно вид залов, перевоплощенных под выставку стараниями Кирилла Асса, Надежды Корбут и Анны Каменских, приятно.

2. Музей современного искусства «Гараж»: «Atelier E.B. «Прохожий».

«Прохожий» – один из потребителей в модной индустрии, даже если он просто идет мимо витрин. Таково мнение Atelier E.B. (Ателье «Эдинбург-Брюссель»), названия, которым подписывают свои работы шотландские дизайнер Бека Липскомб и художница Люси Маккензи. Выставка о моде как части общества потребления и как части культуры – гастролирующий проект, в котором представлены не только Липскомб и Маккензи. Он был показан в 2018–2019-м в лондонской галерее Serpentine, в прошлом году – в парижском пространстве Lafayette Anticipations и дополнен для «Гаража», в частности, моделью «Рабочего и колхозницы» и фильмом-интервью с советским редактором моды Лидией Орловой. Манекены (от реплик античных скульптур до «Модели А» Рудольфа Беллинга, которая, как тут пишут, предвосхитила образ механической девушки Марии из фильма «Метрополис»), куклы, витрины (есть и интерактивные для вашего монитора) и видео (например, фрагмент фильма о ГУМе, который тоже можно посмотреть с компьютера) зонированы по разделам и откомментированы. В Москву, кстати, привезли Sacre Conversazione Фреда Уилсона, представленную в 2003-м в американском павильоне на 50 Венецианской биеннале: витрина, где в верхней части манекены темнокожих героев в костюмах разных эпох (в отсутствие Марии с младенцем, центральных персонажей этого сюжета из классической живописи), а в нижней – поддельные брендовые сумки. В музее пишут, что такая виртуальная панорама выставки поможет изучить интернет-аудиторию «Гаража».

3. Галерея pop/off/art: Андрис Эглитис. Искусственный свет.

Произведения латвийского художника из серии «Reflections (The Illuminated and the Enlightened)» были написаны специально под выставку и экспонировались бы на Винзаводе до 6 апреля. По словам художника, «отражение» (Reflection) имеет двойное значение – отражение света и деятельность ума. Свет создает иллюзии, изменяет атмосферу и то, как мы видим вещи. На виртуальной панораме лучше всего получается разглядеть крупноформатную живопись, маленькие холсты – нет. Вместо комментариев – текст художника на сайте галереи. Но в этом случае интересен сам факт того, что к такому формату обратилась частная галерея. Обратилась не впервые: в виртуальном архиве pop/off/art выложены и другие проекты. 


статьи по теме


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Татьяна Астафьева

Экспозицию из семи залов, посвященную культуре Поднебесной, музею помогла создать «Роснефть»

0
2047
Всесветный Новый год

Всесветный Новый год

Олег Мареев

Подарок на этот чудесный праздник всегда должен быть «аналоговым»

0
2045
Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке  «Миры Майтреи»

Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке «Миры Майтреи»

0
1222
Открылась выставка, исследующая китч в современном искусстве

Открылась выставка, исследующая китч в современном искусстве

0
1208

Другие новости