0
5046
Газета Культура Печатная версия

03.03.2020 19:15:00

В Пушкинском музее взялись за "Тату"

Радикальный культурологический проект гастролирует в Москве

Тэги: культурный проект, тату, выставка, пушкинский музей, москва


культурный проект, тату, выставка, пушкинский музей, москва Тату – неотъемлемая часть культуры коренных племен. Фото агентства «Москва»

«Тату» – гастролирующий проект, сделанный в парижском Музее на набережной Бранли в 2014-м и с тех пор показанный в Королевском музее Онтарио, Филдовском музее естественной истории, Музее естественной истории Лос-Анджелеса и в Музее изящных искусств Гаосюна. В каждом новом месте к выставке добавляют что-то из местных реалий и собраний. Кураторы проекта Анн и Жюльен (основатели платформы HEY! Modern Art and Pop Culture), к которым от Пушкинского музея присоединились Варвара Шкерменёва и Александра Савенкова, показали, как довольно маргинализированное в массовом сознании явление можно обратить в насыщенный, фактурный не только примерами, но и фактами культурологический проект.

Еще объявляя планы, в ГМИИ зрителей предупреждали, что татуировки будут показаны и на слепках с частей человеческих тел. При всех предупреждениях это все равно выглядит весьма радикально. Поначалу висящие и стоящие в витринах силиконовые руки-ноги-торсы несколько шокируют. Силиконовые модели, сделанные так, чтобы их поверхность максимально напоминала кожу, были придуманы еще для первой выставки в Музее на набережной Бранли. Еще на Волхонке сейчас есть, например, реплика торса Венеры Милосской, выполненная в каррарском мраморе Фабио Виале и, естественно, изрядно татуированная. ГМИИ создавался как музей слепков, но по отношению к ним держат уважительную дистанцию. Они – в главном здании, выставка – в Галерее искусства стран Европы и Америки, куда в 2016-м привозили проект «Река Конго. Искусство Центральной Африки. Из собрания Музея на набережной Бранли». Нынешняя экспозиция – не про эпатаж. Она про смелость. Смелость в том, чтобы в том числе и эпатажную тему научно подковать, сделав частью исторического ландшафта.

И первое слово сейчас за древностью. Выставка «танцует» от известного экспоната ГМИИ – древнеегипетской ложечки XIV века до н.э., сделанной из эбенового дерева и изображающей плывущую девушку. Татуировки у нее на пояснице и бедрах ассоциируются с культом богини любви, красоты и плодородия Хатхор и со связанным с ней покровителем домашнего очага, богом Бэсом. Прежде считалось, что это просто косметическая ложечка. Теперь специалисты думают, что она была предназначена для каких-то ритуалов, но пока неизвестно, каких именно. На вопрос «НГ», известны ли случаи, когда татуировки так же расположены на мумиях, сокуратор проекта Александра Савенкова рассказала, что недавно была опубликована статья о мумии жрицы, найденной в некрополе Дейр-эль-Медина, у которой на пояснице есть похожая композиция. Только на ложечке «татуировка» в виде папирусов по бокам завершается схематичным изображением антилоп, а на мумии – лотосами, что меняло смысловой акцент.

«Тату» на Волхонке – это указание на то, что татуировки известны тысячи лет, и на то, что понятие «тату-художник» появилось в конце XX века (впрочем, часто мы просто не знаем, как называли татуировщиков в древности). «Тату» – это Древний Египет, это коренные народы совершенно разных уголков света: вот на всю стену раскатан снятый в 2018-м портрет Ирины Тагринаут с Чукотки – с лицевой татуировкой; а вот на другой стене – такой же огромный портрет последней татуированной женщины филиппинского народа калинга, сделанный в 2011-м. Удивительный снимок: эта очень пожилая дама с татуировками на плечах и руках сидит, подперев подбородок рукой, и сфотографирована, будто кинодива для fashion-съемки. Здесь рассказывают про Японию, где временем расцвета татуировки стал период Эдо, и про США, где татуировка испытала не только влияние того, что делали коренные племена, но и как раз японской татуировки.

И про Европу, разумеется, тоже. Несколько сюжетных нитей соединены в нарратив о культуре повседневности разных эпох. С одной стороны, нам показывают эрмитажную гравюру с изображением женщины из племени пиктов, которое, согласно Исидору Севильскому, получило имя «по обычаю наносить на тело отметки клеймом и втирать туда сок местного растения». С другой стороны, рассказывают о несколько противоречивом отношении к татуировке в христианстве. Осуждение татуировки есть в Библии, в IV веке император Константин порицал лицевые татуировки как негодные для человеческого лица, созданного «по подобию небесной красоты», а на Никейском соборе в VIII веке татуировки были запрещены. Тем не менее татуировка не исчезла, и на выставке среди прочего есть татуировочный штамп, связанный, правда, с более поздним, утвердившимся в XVI столетии обычаем некоторых паломников – в том числе коптов и армян – делать татуировки. На плакетке условные Христос, Св. Дух, ангелы... – такие татуировки делала иерусалимская семья Раззук.

Другой сюжет связывает татуировку с колониальной историей, когда татуированные туземцы стали диковинкой. Их привозили в Европу и Штаты и показывали на ярмарках, а со временем даже стали «подделывать», придумывая игравшим роль «дикарей» людям впечатляющие жизненные истории.

Тату-повествование в Пушкинском вышло визуально и информационно плотным. Это статуэтки и образцы современных татуировок, машинки для создания тату, видео, маски и гравюры (к примеру, татуированные обитатели Маркизских островов из «Атласа к путешествию вокруг света капитана Крузенштерна»). Это манускрипт татуировщика первой половины XX века из Бирмы – книга образцов, в которой татуировка связана с религиозной функцией. Это ширмы бродячих татуировщиков – эдакие полиптихи с наивными рисунками для привлечения внимания на ярмарках. Это татуировка как антропологическое явление, шире – как феномен культуры, традиционной или какой-нибудь маргинальной субкультуры – или современного, коммерчески успешного искусства в работах Вима Дельвуа или Фабио Виале. Это тату без табу.

Ракурс, взятый кураторами, увлекает проектом даже тех, кто татуировкой не интересуется вовсе. Пожалуй, местами неподготовленному зрителю не хватает разъяснений о смысловых/географических/стилистических нюансах татуировки. Можно предположить, это следствие каких-то сокращений, поскольку экспозиция и так насыщена текстами. Дальше – больше: в каталоге зарубежные и российские исследователи в 20 статьях по-разному «крутят» тему, там даже есть очерк Алексея Плуцера-Сарно о криминальной татуировке. Так что, да, это не про эпатаж, а про культурологический пласт. Но, конечно, с маргинальными – и даже с криминальными – элементами. Из татуировки слова не выкинешь.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Татьяна Астафьева

Экспозицию из семи залов, посвященную культуре Поднебесной, музею помогла создать «Роснефть»

0
840
Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке  «Миры Майтреи»

Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке «Миры Майтреи»

0
473
Открылась выставка, исследующая китч в современном искусстве

Открылась выставка, исследующая китч в современном искусстве

0
443
По паспорту!

По паспорту!

О Москве 60–70-х и поэтах-переводчиках

0
425

Другие новости