0
20600
Газета Дипкурьер Интернет-версия

20.06.2016 00:01:00

Адепты жесткой линии против Москвы перевешивают "лоялистов"

Надежда Арбатова

Об авторе: Надежда Константиновна Арбатова – заведующая отделом европейских политических исследований ИМЭМО РАН.

Тэги: саммит, петербург, пмэф, ес, санкции, экономика, украина, минские соглашения


саммит, петербург, пмэф, ес, санкции, экономика, украина, минские соглашения Глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер прагматично предлагает Владимиру Путину укрепить торговые связи между ЕС и ЕАЭС. Фото Reuters

Саммит Европейского совета, первоначально запланированный на 23 июня, был перенесен на 28–29 июня из-за референдума по вопросу членства Великобритании в ЕС. Независимо от исхода референдума британская тема будет среди ключевых вопросов в повестке дня саммита. Кроме того, будут обсуждаться и другие важные для ЕС проблемы: миграционный кризис и отношения с Турцией, внешняя политика Союза и стратегия безопасности, в том числе необходимость совершенствования инструментов взаимодействия ЕС–НАТО, также продление санкций ЕС против России.

Европейский союз переживает в настоящее время, пожалуй, самый трудный период во всей истории европейской интеграции, находясь под воздействием сразу трех кризисов – последствий экономического, финансового кризиса, миграционного кризиса и кризиса в отношениях с Россией вследствие украинского конфликта. Причем последние два кризиса произошли практически одновременно. Между тем следует отметить, что воздействие этих трех кризисов на европейскую интеграцию не равнозначно. Несмотря на весь драматизм украинского разлома в отношениях России и ЕС, этот кризис не представляет угрозы будущему этого интеграционного объединения. Несомненно, он усложняет внутреннюю и внешнюю повестку дня Евросоюза и отвлекает ресурсы от решения других насущных проблем, но он не ставит под сомнение сам интеграционный проект в отличие от миграционного кризиса. Накладываясь на экономические, финансовые и социальные проблемы, чреватые сокращением роли и места ЕС в глобальной экономике, именно миграционный кризис создает питательную среду для национализма, популизма и евроскептицизма, которые не только тормозят развитие новых интеграционных инициатив, но и реверсируют уже состоявшиеся.

Однако затяжная конфронтация в отношениях ЕС и России создает крайне неблагоприятную ситуацию для обоих партнеров. Европейские лидеры за последние 25 лет привыкли жить в расслабленном режиме, они чувствуют себя крайне некомфортно в ситуации конфликта с восточным соседом. И дело здесь не только в экономических потерях, которые несут некоторые страны ЕС из-за ответных санкций, введенных Россией. Замораживание отношений между ЕС и Россией негативно сказывается на региональной и международной безопасности. Конфронтация России и Запада вокруг Украины и в целом на постсоветском пространстве препятствует объединению усилий цивилизованного мира в борьбе с общим врагом в лице международного терроризма.

Что же касается России, то, находясь в ситуации экономического кризиса, она испытывает дополнительные трудности вследствие введения санкций ЕС в отношении финансового сектора, которые оказали наиболее негативное влияние на внутренний спрос на фоне падения цен на нефть. Как отмечалось в докладе Всемирного банка об экономике России, «еще рано давать количественную оценку влиянию экономических санкций на все сектора российской экономики, являющиеся объектами санкций. Однако последствия санкций, введенных в отношении России, скорее всего будут наиболее ощутимыми в сфере инвестиций, особенно в нефтегазовом секторе».

В настоящее время против России действуют три пакета санкций Евросоюза. Первыми были введены индивидуальные санкции против граждан России и Украины, которые и были продлены в марте 2016 года. Секторальные ограничительные меры (экономические санкции) действуют до 31 июля 2016 года, а санкции против Крыма – до 23 июня 2016 года. 

В Европейском союзе нарастает кампания за смягчение или снятие секторальных санкций против России. За отмену санкций высказываются Италия, Греция, Кипр, а также Испания, Австрия, Венгрия и Словакия, и вполне вероятно, что этот вопрос будет поставлен на саммите. Активными сторонниками продления антироссийских санкций являются, в частности, Великобритания, Польша, Швеция и страны Балтии. Глава МИД ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер заявил, что ведущие политики осознают рост протестов в ЕС против продолжения санкций, однако заметил при этом, что сейчас прийти к общему решению по этому вопросу будет труднее, чем в 2015 году.

Практически ни у кого не вызывает сомнения то, что на июньском саммите санкции ЕС будут продлены еще на полгода. Их отмена потребовала бы от ЕС признания прогресса в имплементации Минска-2, что в отсутствие прогресса будет сделать невозможно. Решение по вопросу снятия санкций будет приниматься на основе консенсуса, то есть его должны поддержать все 28 государств ЕС, а учитывая, что в ЕС есть сторонники жесткой линии в отношении России, исход голосования предрешен.

Напомним, что возобновление сотрудничества России и ЕС связывается Брюсселем с выполнением соглашения Минска-2, которое выделяется в качестве основного условия для нормализации отношений. Еще в ноябре 2015 года глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер написал письмо президенту России Владимиру Путину, предлагая укрепить торговые связи между Евросоюзом и Евразийским экономическим союзом. По словам Юнкера, он попросил своих подчиненных проанализировать возможность установления тесных контактов между ЕС и ЕАЭС, связав их с выполнением соглашения о прекращении огня в Украине. Однако процесс Минска-2 вот уже год пробуксовывает по всем пунктам, кроме прекращения огня.

Документ Минск-2, несомненно, является достижением «нормандской четверки». Однако стороны, вовлеченные в конфликт, по-разному интерпретируют текст документа. Так, например, Минск-2 предусматривает передачу Киеву пограничного контроля только после выполнения им политических условий. А их выполнение затруднено внутриполитической борьбой в Украине и мощной кампанией о «российской военной угрозе». В таких условиях, с точки зрения Москвы, отзыв российских добровольцев может повлечь новую попытку Киева решить вопрос военным путем. Иными словами, надеяться на скорое выполнение Минска-2 сегодня не приходится. Как же выйти из «минского тупика»?

Выход может быть найден в создании нового формата для имплементации Минского документа. В ходе «Прямой линии» 14 апреля 2016 года Путин, комментируя ход выполнения Минской договоренности, сказал: «Мы готовы всячески содействовать этому процессу. Исхожу из того, что никаких активных боевых действий не будет. Наоборот, у нас не так давно был разговор с Петром Алексеевичем Порошенко, он предложил, это его предложение было, усилить присутствие ОБСЕ, в том числе его предложение, чтобы сотрудники ОБСЕ были с оружием на линии разграничения, и добиться полного прекращения огня. Я считаю, что это правильное предложение, мы это поддерживаем. Но нужно теперь с западными партнерами проработать, чтобы ОБСЕ приняло такое решение, значительно увеличило бы количество своих сотрудников и, если нужно, прописало бы в мандате возможное наличие у них огнестрельного оружия».

Развитие инициативы могло бы дать импульс распутыванию клубка противоречий, завязавшегося в последние годы. Вполне вероятно, вскоре может выясниться, что наблюдатели ОБСЕ не смогут предотвратить периодическое возобновление огня, а также защитить себя от присутствующих в зоне конфликта бандформирований. В таком случае будет необходимо подумать о развертывании по резолюции СБ ООН в соответствии с Главой VI Устава ООН силами ОБСЕ (с участием России) полномасштабной миротворческой миссии для прекращения огня. Такая миротворческая миссия могла бы создать новые условия для имплементации Минска-2, а также возобновления полноценного сотрудничества между ЕС и Россией.

Не исключено, что после саммита могут произойти некоторые подвижки в диалоге Брюсселя и Москвы по антитеррористическому сотрудничеству в соответствии с принципом об избирательном взаимодействии с Россией, принятым 24 апреля 2016 года главами МИД стран ЕС в пакете с другими принципами. На двустороннем уровне после двухлетнего перерыва уже возобновились контакты рабочих групп по контртерроризму между Россией и странами ЕС. Конечно, избирательное сотрудничество всегда лучше, чем ничего, но оно не приведет к качественному изменению отношений России и ЕС. Только урегулирование украинского конфликта может создать условия для переформатирования этих отношений, которое является насущной необходимостью в условиях вызовов стабильности и безопасности Большой Европы.


статьи по теме


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Бои в зоне СВО и на «курском фронте» по-прежнему ожесточенные

Бои в зоне СВО и на «курском фронте» по-прежнему ожесточенные

Денис Писарев

Экс-представитель Трампа по Украине обозначил возможные условия урегулирования конфликта

0
4089
Региональная политика 30 декабря – 2 января в зеркале Telegram

Региональная политика 30 декабря – 2 января в зеркале Telegram

0
2216
Официальные курсы валют до 9 января 2025 года

Официальные курсы валют до 9 января 2025 года

0
5378
Андрей Быстрицкий. Правила счисления. Навстречу 2025 году

Андрей Быстрицкий. Правила счисления. Навстречу 2025 году

Андрей Быстрицкий

0
6930

Другие новости