05.12.2013
31.03.2000
У него были все данные, чтобы войти в круг поэтов пушкинской плеяды одною из самых заметных звезд. Достаточно вспомнить о его поразительно ярком литературном дебюте, после которого зрелый Пушкин, признанный первый поэт и писатель России, произнес свои знаменитые слова: "Теперь этот род сочинений можно мне и оставить". Речь шла о сказке Петра Ершова "Конек-Горбунок". Примечательно, что автором сказки был восемнадцатилетний юноша, студент философско-юридического отделения Петербургского университета.
15.02.2000
Роковую печать трагедии и предчувствия ранней гибели провидчески ухватил взглядом художника в облике Всеволода Гаршина Илья Репин. Даже те, кто никогда не встречал портретов писателя, могут представить его лицо по знаменитой репинской картине "Иван Грозный и сын его Иван", более известной как "Иван Грозный, убивающий своего сына". Убиенного царевича художник рисовал с Гаршина. И, думается, не внешнего сходства искал автор картины, но подчеркивал какую-то их общую внутреннюю надломленность, обреченность.
18.01.2000
Месяц назад в Москве прошел X съезд Союза писателей России. Ожидали раскола, скандала, но ни того ни другого на съезде не произошло. О единстве, которое удалось сохранить, о единстве, которого нет среди писательского "братства", - разговор с председателем СПР Валерием Николаевичем Ганичевым, доктором исторических наук, профессором, заместителем главы Всемирного Русского народного собора.
26.11.1999
Даже если бы Зинаида Николаевна Гиппиус не написала ни одной из своих книг, она все равно была обречена остаться в истории русской культуры XX века. Незаурядность ее ума, таланта, характера на протяжении десятилетий привлекала к себе внимание, пожалуй, всех выдающихся людей нашего столетия.
10.11.1999
Не многим в жизни, даже среди очень известных людей, выпадает стать знаковыми или, как теперь говорят, культовыми фигурами своей эпохи. Фигурами, в которых в концентрированном виде наиболее полно и порою до гротеска воплощены общественные, нравственные идеалы страны на конкретном историческом этапе. Именно к таким знаковым фигурам недавней советской действительности относится композитор Александра Николаевна Пахмутова.
19.10.1999
Не издевательства, а исторической правды ради можно было бы без всякой натяжки назвать Алексея Александровича Суркова живым воплощением прозы Андрея Платонова, одним из персонажей того же "Чевенгура". В романе почти на каждой странице отыщутся слова, которые могли бы стать эпиграфом к его жизни. Взять хотя бы высказывание Игнатия Мошонкова: "Даю социализм! Еще рожь не поспеет, а социализм будет готов!.. А я смотрю: чего я тоскую? Это я по социализму скучал".
08.10.1999
Долгое время поэзия Новеллы Матвеевой воспринималась как какое-то экзотическое растение на наших российских литературных просторах. И критики все никак не могли найти для нее места в своих уныло правильных, покрытых книжной пылью гербариях. Да и на самом деле непонятно было, каким ветром и откуда занесло в эту, говоря стихами самой поэтессы, "Гиперборею! Страну величественных вихрей!" - такие странные матвеевские "кораблики", "жемчужные раковины", "связки перца" всех ее "девушек из харчевни", шарманщиков, морских разбойников, "братьев капитанов", "бездомных домовых"...