02.11.2004
В «Короля Лира» Судзуки, как само собою разумеющееся, включает музыку Генделя и Чайковского. Технические возможности театра позволяют играть ее громко, но для слуха – приятно. Однако для истории, которую рассказывает Шекспир, она – чужая. Чужая совсем. В лечебнице, возможно, того и другого могут использовать в терапевтических целях. Но в лечебнице, если принять предложенные условия игры, – свои законы. Все дело в том, что Судзуки пренебрегает даже теми правилами, которые сам же и выдумал и не без некоторого насилия навязал известному сюжету.
29.10.2004
Пожалуй, самая очевидная проблема сегодняшнего Русского театра – проблема языка. Русского языка, который «теряется» в иноязычном окружении: дело даже не в том, что главным героем спектакля становится доктор Бартоло (Эдуард Мурашев), к драме которого прислушиваешься и относишься в конце концов с большим вниманием, нежели к веселым хитростям Фигаро. (Чувствуя это, актер, который играет Бартоло, разворачивается во всю мощь, и в финале не столько уже радуешься счастливому соединению молодых, сколько сочувствуешь брошенному и одинокому доктору.)
27.10.2004
«Филоктет» в постановке Николая Рощина – вероятно, последняя «античная» премьера Центра имени Мейерхольда. Рощин «закрыл тему»: премьера его спектакля состоялась за неделю до официального объявления об окончании двухлетней античной программы. За это время, помимо какого-то внутреннего «копошения» и попыток разобраться в жизнеспособности старинного театра, вышло, кажется, три спектакля – «Персы», «Эдип» и нынешний, «заключительный», «Филоктет». Режиссеры – разные, актеры – воспитанники магистратуры, основанной худруком Мейерхольдовского центра Валерием Фокиным.