0
2566
Газета В мире Печатная версия

10.04.2025 19:33:00

«Коалиция желающих» не спешит воевать за Украину

Формат западной военной миссии в стране все еще является предметом обсуждения

Тэги: коалиция желающих, украина, конфликт, сво, ес, европа, вооружения, армия, оборона, политика

Online версия
Все статьи по теме "Специальная военная операция в Украине"

коалиция желающих, украина, конфликт, сво, ес, европа, вооружения, армия, оборона, политика Участники встречи в Брюсселе не решили, чем должны заниматься солдаты стран Запада в Украине. Фото Reuters

Если будет заключено перемирие, западные страны направят свои войска в Украину, но будут только подстраховывать, а не заменять украинскую армию. Такой вывод можно сделать по итогам встречи министров обороны стран, входящих в «коалицию желающих». В Киеве, однако, видят будущую миссию несколько иначе. Там надеются, что она станет гарантией поддержки Украины в случае, если перемирие сорвется и РФ возобновит боевые действия.

В штаб-квартире НАТО в Брюсселе прошла встреча глав оборонных ведомств «коалиции желающих» (или «коалиции решительных» – эта коалиция, включающая в себя 31 страну, имеет два названия). Ее принимали министр обороны Великобритании Джон Хили и министр обороны Франции Себастьен Лекорню. Лондон и Париж инициировали создание данной коалиции. На сегодняшний день Великобритания и Франция являются единственными ее участниками, которые безоговорочно готовы отправлять свои войска в Украину. Прочие страны, входящие в коалицию (а это не только европейские страны, но и Турция, Австралия, Новая Зеландия, Канада) пока обставляют участие своих военных в будущей миссии определенными условиями. Самое расхожее из них – это то, что введение войск возможно, только когда прекращение боевых действий закреплено каким-либо юридическим документом.

В «коалиции желающих» нет США. Это принципиальная позиция администрации Дональда Трампа. Она настаивает, что вопросы обеспечения безопасности Европы должны решаться в первую очередь европейскими странами. В планах Трампа американцам отводится роль лишь тех, кто добьется мира между Россией и Украиной, а сделать так, чтобы он был прочным, – задача союзников США. Это создает сильные неудобства в процессе деятельности «коалиции желающих». О мире и его условиях договаривается Вашингтон, а о, считай, гарантиях соблюдения этих условий – совершенно другие страны. Поэтому заявления участников «коалиции желающих» о перспективах будущей миротворческой миссии грешат неконкретностью.

Между тем украинские власти перед встречей в Брюсселе постарались публично и четко обрисовать, как видят в Киеве будущее военное присутствие западных войск на территории страны. Советник президента Украины по вопросам обороны Павел Палиса сообщил журналистам, что миссия «коалиции желающих» не должна носить исключительно мониторинговый характер. Как минимум введение западных войск должно предусматривать использование сил противовоздушной обороны, которые должны прикрывать и миротворцев, и украинцев, сказал украинский чиновник. «Например, если французская бригада войдет в определенный район, даже если она будет развернута с минимальной плотностью, например три солдата на километр, ей все равно придется обеспечивать воздушное прикрытие. Это стандарт военного планирования», – сказал Палиса. Бригада насчитывает от 3 тыс. до 5 тыс. военнослужащих. Таким образом, в Киеве видят миссию «коалиции желающих» достаточно многочисленной и с очень большими полномочиями. Это не будет в представлении украинских властей аналог голубых касок ООН. Фактически «коалиция желающих» должна стать подстраховкой украинских военных на случай, если российские войска перейдут в наступление, прервав перемирие. Неслучайно Палиса особо подчеркнул, что в миссии должны участвовать страны Балтии и Северной Европы, чьи правительства настроены наиболее проукраински в ЕС.

Вероятно, то же самое участникам встречи в Брюсселе изложил и министр обороны Украины Рустем Умеров. Судя по тому, что говорили прочие участники мероприятия, украинское мнение принято к сведению, но не факт, что одобрено. Так, верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кая Каллас в своей речи на встрече сказала, что в Брюсселе будут обсуждаться различные форматы миссии. «Мы рассматриваем мониторинговую миссию, миротворческую миссию, миссию сдерживания, миссию усиления», – утверждала она. А Хили заявил, что у коалиции есть планы, которые можно свести к четырем пунктам. «Во-первых, обеспечить безопасное небо. Во-вторых, обеспечить безопасное море. В-третьих, поддержать мир на земле. И в-четвертых, поддержать украинские вооруженные силы, чтобы они стали сильнейшим сдерживающим фактором», – перечислил британский министр обороны, оставив украинских слушателей теряться в догадках. Кто будет обеспечивать безопасность «неба и моря», участники коалиции или Украина? И почему «сильнейшим сдерживающим фактором» названы украинские, а не западные военные? Ответы на все эти вопросы по крайней мере журналисты, присутствовавшие на встрече, не получили.

По словам Палисы, к «коалиции желающих» готовы присоединиться еще 10–12 стран. Какие именно – он не сказал. И украинские, и западные чиновники по понятным причинам обходят вопрос о сроках появления в Украине миротворческой миссии. Ведь когда именно будет перемирие и будет ли оно вообще, пока в высшей степени непонятно. В прессе появлялись сообщения, что Трамп рассчитывает на прекращение огня к 20 апреля. Если все же так и будет, получается, что к этой дате западные миротворцы не готовы. Впрочем, признаков того, что перемирие и в самом деле не за горами, мало. 

***

За попытками с одной стороны остановить конфликт, а с другой - избежать усиления позиций РФ следили авторы общественно-политических Telegram-каналов. «Последний раунд переговоров с американцами, на котором совершенно точно в главном фокусе был вопрос мирного урегулирования - Эр-Рияд, 24 марта (у визита Дмитриева в Вашингтон в начале апреля эта тема в повестке присутствовала, но скорее по касательной), - пишет «Адекват». - Сегодня, полмесяца спустя, Песков говорит, вернее, лишний раз подтверждает: временных рамок для урегулирования нет, а есть понимание, что при всем желании поскорее в приоритете - не поскорее, а соблюдение наших интересов. И это даже не реакция на попытки нас куда-то торопить, совершавшиеся на стыке марта с апрелем на уровне сначала Трампа, а потом Рубио, а скорее довольно дежурная констатация: форсировать во вред нам ничего не дадим, если хочется быстрее, надо не пытаться на нас давить и тем более нас пугать, а дозревать до наших условий».

«Очень своевременные числа опубликовал ФОМ, - обращают внимание авторы канала «Мюсли вслух». - Исследователи спросили народ про западные санкции. 57% уверены, что санкции совсем не влияют на них лично и их образ жизни; 25% полагают, что влияют не очень сильно; 12% видят сильное влияние санкций. 33% считают, что санкции способствуют росту российской экономики; 24% - санкции тормозят экономику, но не ведут к глубокому кризису; 21% - санкции не оказывают заметного влияния; 7% - из-за санкций российская экономика приходит в упадок».


статьи по теме


Читайте также


Китай не поддается на методы «дрессировки» Дональда Трампа

Китай не поддается на методы «дрессировки» Дональда Трампа

Михаил Сергеев

Внезапное тарифное отступление США объясняют опасными тенденциями на рынке американского госдолга

0
2893
Машиностроение оказалось на максимуме за последние 10 лет

Машиностроение оказалось на максимуме за последние 10 лет

Ольга Соловьева

87% промпредприятий считают невозможным полный отказ от импорта комплектующих

0
3432
КПРФ с трудом держится в политическом консенсусе

КПРФ с трудом держится в политическом консенсусе

Дарья Гармоненко

Низовая предвыборная активность прорастает сквозь партийный бетон

0
2688
Эстонскую церковь через два месяца отдадут под суд

Эстонскую церковь через два месяца отдадут под суд

Андрей Мельников

Православной общине придется выбирать между послушанием и законопослушностью

0
2415

Другие новости