На фото обломки одного из уничтоженных украинских БПЛА. Фото Reuters
Госдума утвердила 9 апреля законопроект, направленный на повышение антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса (ТЭК). Под этим изначально подразумевалось создание сети противовоздушной обороны (ПВО) против беспилотных аппаратов Украины. Но документ, хотя он и был внесен статусными сенаторами и депутатами, полгода пролежал на Охотном Ряду после первого чтения. В итоге в нем теперь лишь сформулирован отказ правительства РФ от корпоративных систем противодействия дронам. Борьба с ними, видимо, остается в исключительном ведении Минобороны. Это значит, что беспилотники продолжат успешно сбивать с прежними результатами.
Согласно официальному сообщению Минобороны РФ от 9 апреля, в ночь была отражена очередная атака украинских беспилотников на ряд российских регионов. Например, только над Краснодарским краем было уничтожено 67 аппаратов самолетного типа. И, как это всегда бывает после традиционной активности ПВО, местные власти считают ущерб, нанесенный обломками БПЛА. В этот раз он оказался небольшим, хотя, по тем же официальным данным, удары наносились по отдельным важным энергетическим узлам. К примеру, по компрессорной станции «Кореновская», которая обеспечивает снабжение газопровода «Турецкий поток». Или, скажем, по газораспределительной станции «Темрюк», отвечающей за газоснабжение одноименного города и порта.
Между тем как раз в тот же день Госдума проголосовала в целом за проект закона, который должен был существенно поменять систему защиты объектов ТЭК от дронов-камикадзе. Показательно, правда, что после первого чтения этого документа, которое прошло в сентябре прошлого года, прошло уже полгода. Более важным оказалось то, что первоначальное содержание поправок в ряд законов кардинально изменилось буквально до дезавуирования заложенного в них смысла. Вместо разрешения ТЭКу создавать свое корпоративное ПВО делать это теперь запрещается.
Напомним, что законопроект о внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты РФ был внесен в августе прошлого года группой сенаторов во главе с председателем комитета СФ по законодательству Андреем Клишасом и депутатами Госдумы, которых возглавил председатель комитета ГД по обороне Андрей Картополов. Замысел парламентариев был простой: разрешить владельцам объектов ТЭК обеспечивать их воздушные границы силами как ведомственных служб безопасности, так и частных охранных структур. Для этого вводились некоторые правовые послабления, например, в части обеспечения полетных режимов над такими объектами. Или, скажем, гражданско-правовой ответственности за возможный ущерб третьим лицам от действий корпоративного ПВО. И даже была сделана попытка позволить выделять в отдельную категорию защиту объектов ТЭК, находящихся в составе транспортной инфраструктуры.
«Наделение подразделений, привлеченных к физической охране категорированных объектов ТЭК и транспортной инфраструктуры, правом воздействия на бортовые приемники сигналов систем навигации повысит уровень защищенности объектов от тех типов беспилотных аппаратов, которые сегодня используются для нанесения ударов по территории России и расположенным на ней важным промышленным объектам», – говорилось в пояснительной записке. Однако ничего подобного в тексте самого законопроекта теперь уже нет. Как было сказано на заседании ГД 9 апреля, отныне цель поправок – обеспечить эффективное взаимодействие тех госорганов, которые отвечают за борьбу с БПЛА, с предприятиями ТЭК.
При этом все поправки, которые отменяют первоначальный замысел, внесло правительство РФ. И теперь весь смысл изменений и дополнений сводится к действиям, направленным «на случаи пресечения нахождения беспилотных воздушных судов в воздушном пространстве органами государственной власти, организациями и лицами, на которые законодательством РФ возложены такие полномочия».