Главу МИД Саудовской Аравии президент Сирии принял впервые за 12 лет. Фото Reuters
Министр иностранных дел Саудовской Аравии принц Фейсал бин Фархан побывал в Дамаске, где провел переговоры с президентом Сирии Башаром Асадом. Это первый визит в Сирию главы МИД королевства с тех пор, как были разорваны дипломатические отношения между странами в начале гражданской войны в 2011 году. В центре переговоров – шаги по достижению политического урегулирования, которое будет способствовать возвращению Сирии в лоно арабских государств.
По словам главы саудовского дипломатического ведомства, сирийцам необходимо как можно скорее создать подходящие условия для доставки помощи во все регионы страны и возвращения беженцев и перемещенных лиц. Предоставление людям возможности безопасно вернуться на родину, заявил принц бин Фархан, будет способствовать стабильности страны и региона. В свою очередь, Асад сказал, что «здоровые отношения между Сирией и Саудовской Аравией являются естественным состоянием… и эти отношения не только представляют интерес для двух стран, но отражают арабские и региональные интересы».
Поездке бин Фархана в Дамаск предшествовала встреча министров иностранных дел арабских стран 14 апреля в саудовской Джидде. Главным пунктом повестки было обсуждение возможности участия Башара Асада в предстоящем в следующем месяце саммите Лиги арабских государств (ЛАГ), который пройдет в королевстве.
А 12 апреля в Джидде побывал с зондажным визитом глава МИД Сирии Фейсал Микдад. Перед встречей его саудовский коллега провел телефонный разговор со спецпредставителем ООН по Сирии Гейром Педерсоном, в ходе которого обсуждались усилия по поиску политического разрешения сирийского кризиса. В целом саудовцы вместе с сирийцами фактически развернули самую настоящую кампанию, нацеленную на нормализацию отношений арабского мира с Дамаском и его возвращение в арабскую семью.
По итогам визита Микдада было опубликовано совместное саудовско-сирийское заявление, в котором стороны заявили о потеплении двусторонних отношений и приветствовали возобновление как предоставления консульских услуг, так и полетов гражданских самолетов между двумя странами. Была также отмечена важность расширения контроля государственных институтов над своей территорией с целью положить конец присутствию вооруженных формирований и внешнему вмешательству в сирийские дела.
Далеко не все арабские страны поддерживают идею нормализации отношений с Асадом. Входящий в число таких стран Катар считает, что условия, которые привели к исключению Дамаска из ЛАГ в 2011 году, еще не устранены. Доха также настаивает на том, что прежде чем принимать такие действия, арабы должны прийти к консенсусу. Власти Марокко недовольны тем, что Сирия с сочувствием относится к движению ПОЛИСАРИО, которое ведет борьбу за независимость Западной Сахары. Без особого энтузиазма, а то и откровенно негативно отнеслись к возвращению Сирии в ЛАГ Кувейт, международно признанное правительство Йемена и, как ни странно, Египет, который относился к Дамаску с нескрываемой симпатией.
Даже некоторые саудовские комментаторы выразили недовольство потеплением отношений с Сирией. Журналист Наваф аль-Кудайми раскритиковал Эр-Рияд «за восстановление отношений с низким режимом, который не контролирует четверть Сирии, уничтожил полмиллиона человек… десятки раз оскорблял Саудовскую Аравию и экспортировал наркотики». Другой саудовский журналист и сатирик Турки аш-Шахуб осудил визит Микдада в королевство и охарактеризовал сближение с Сирией как «провал саудовской роли в Сирии».
Тем не менее саудовское руководство продолжает идти на сближение с Сирией, несмотря на массу препятствий и возражений со стороны ряда арабских союзников, не говоря уже о яростном сопротивлении со стороны западных стран. Почему же Саудовская Аравия, для которой Сирия еще вчера была одним из главных врагов, сегодня превратилась в ее адвоката? Похоже, в Эр-Рияде надеются, что саудовско-сирийское примирение может в среднесрочной перспективе сделать кронпринца Мухаммеда бин Сальмана фигурой, способной хотя бы немного оторвать Сирию от Ирана. И если не увести Дамаск с иранской орбиты, то хотя бы изменить ее. В то же время дальнейшая изоляция Сирии, к чему фактически и призывают некоторые арабские страны, только усилит иранское влияние.
Дело еще и в том, что, несмотря на ирано-саудовскую нормализацию отношений, существующее между Тегераном и Эр-Риядом соперничество никуда не делось. Просто так никуда не денутся и обиды, копившиеся десятилетиями начиная с исламской революции 1979 года. Чтобы забыть на Востоке обиды, понадобятся века. Это во-первых.
Во-вторых, амбициозный кронпринц бин Сальман уже «без одной минуты» саудовский монарх. Будущий хозяин богатейшего королевства хочет встать во главе более широкой геополитической перестройки на Ближнем Востоке. Лежащая в руинах после долгой и изнурительной войны Сирия остро нуждается в средствах для восстановления страны. Она, как никакая другая, подходит для того, чтобы сделать из Мухаммеда «вселенского благодетеля», что обещает ему дополнительные очки, укрепление авторитета и влияния среди других арабов.
Не сумев лихим кавалерийским наскоком преодолеть сопротивление отдельных арабских лидеров, Дамаск и Эр-Рияд перешли к тактике точечных атак. Микдад на днях слетал в Алжир, чтобы поблагодарить президента Абдельмаджида Теббуна за поддержку не только в тяжелые годы, когда от Сирии отвернулось большинство арабских стран, но и за действенную помощь после разрушительного февральского землетрясения. Кроме того, глава МИД Сирии договорился с президентом Каисом Саидом о восстановлении дипотношений с Тунисом. В скором будущем ожидаются открытие сирийского посольства в тунисской столице и прибытие в Дамаск тунисского посла.