После землетрясения между Саудовской Аравией и Сирией был открыт воздушный мост. Фото Reuters
Власти Саудовской Аравии направили Сирии предварительные условия для восстановления полноформатных отношений, разорванных на заре арабской весны. В списке требований – ужесточение пограничного контроля в целях предотвращения наркотрафика, запуск диалога с оппозицией и сокращение экономического и военного влияния Ирана. Эксперты не исключают, что представленный королевством перечень – это только дипломатический жест: аравийская монархия готова к ограниченному взаимодействию, но вряд ли станет идти на большие риски.
О том, что Дамаску был передан список саудовских условий, франкоязычному изданию Orient-Jour сообщили арабские дипломатические источники. По их словам, послание содержит шесть пунктов, на которые должен пойти президентский дворец, чтобы Эр-Рияд согласился на сближение. Среди них – требования «ужесточить пограничный контроль для прекращения контрабанды наркотиков в нефтедобывающие государства Персидского залива», «вступить в серьезный диалог с оппозицией и относиться к ней как к партнеру во время переходного периода, предусмотренного резолюцией 2254 Совета Безопасности ООН от 2015 года». Для этого, по мнению саудовского руководства, Сирия должна освободить политических заключенных.
В то же время Эр-Рияд добивается от Дамаска вывода лояльных Ирану шиитских военизированных формирований, которые действуют на стороне правительства, из южных провинций, граничащих с Израилем и Иорданией. Арабские политики нередко проводят связь между их активностью и ростом наркотрафика. Вместе с тем еще одним требованием королевства является сокращение магистральных линий сотрудничества между Дамаском и Тегераном, в том числе тех, которые касаются инвестиционной сферы. От руководства Сирии саудовская сторона параллельно добивается «гарантий безопасного возвращения беженцев в специальные зоны, которые будут находиться под арабским и международным контролем».
Разрыв между Саудовской Аравией и Сирией произошел на заре арабской весны, в 2011 году. Тогда президент Башар Асад столкнулся с обвинениями в подавлении антиправительственного движения. За ними последовал политический и экономический бойкот. В рамках активной фазы начавшейся в Арабской Республике гражданской войны Эр-Рияд поддержал вооруженную оппозицию. Впоследствии королевство – по согласованию с США – даже показало готовность к поддержке автономной администрации северо-востока Сирии, действующей под эгидой курдских фракций. Однако в 2021 году наметились сдвиги: сообщалось, что шеф саудовской разведки Халид аль-Хумайдан совершил поездку в Дамаск, где встретился с Асадом.
Предположения о возможном дипломатическом сближении двух стран получили очередной импульс на фоне недавнего сокрушительного землетрясения в Сирии и Турции. На фоне стихийного бедствия король Саудовской Аравии Сальман бин Абдель Азиз Аль Сауд и наследный принц Мухаммед бин Сальман поручили государственному центру гуманитарной помощи наладить воздушный мост и предоставить пострадавшим государствам медицинские средства, продовольствие, а также материально-техническую поддержку. Первый самолет с гуманитарными грузами, направленными Саудовской Аравией, совершил посадку в международном аэропорту сирийского Алеппо 14 февраля.
В разговоре с «НГ» приглашенный исследователь вашингтонского Института Ближнего Востока (MEI) и эксперт Российского совета по международным делам Антон Мардасов допустил, что пункты требований, вероятно, были выдвинуты Саудовской Аравией еще пять лет назад, когда состоялось примирение Дамаска и оппозиции. «Во-первых, наркотрафик – это новая дестабилизирующая точка в регионе: доход от этого оборота достиг гигантских цифр, – заявил аналитик. – Во-вторых, некоторое время назад Саудовская Аравия уже начинала торговлю с Дамаском через Иорданию, но все упиралось в пошлины. Сначала Дамаск начинал вводить огромные налоги на въезд, потом Иордания начала вводить их в качестве ответа».
Если учесть усугубление экономического кризиса в Сирии в последние годы, очень мало шансов на то, что президентский дворец в Дамаске отойдет от иранской сферы влияния, рассуждает Мардасов. «Иранцы проникли во все институты власти, и никто их выгонять не будет», – подчеркнул эксперт.
Собеседник «НГ» допустил, что сирийская сторона, в свою очередь, может имитировать выполнение некоторых договоренностей, представляя, к примеру, старые шаги в качестве новых мер. «Со стороны арабов могут быть поставки нефти в Сирию в противовес иранским, но без политических шагов это будет расценено как прямое нарушение американского «Закона Цезаря» со всеми вытекающими последствиями, – отметил Мардасов. – Серьезные шаги никто не будет предпринимать. Думаю, Саудовская Аравия, несмотря на открытие коридора помощи Сирии, сохранит свою позицию в качестве отстраненного игрока, который будет взаимодействовать с режимом, но не идти на сближение в ближайшей перспективе».
Аналитик предположил, что перечень требований является только дипломатическим жестом. «Саудовская Аравия продемонстрировала, что она не против диалога, но фактически в ее списке находятся те пункты, которые Асада призывали выполнить с 2011 года, – обратил внимание Мардасов. – Ничего не изменилось». Собеседник «НГ» не исключил, что на демонстративную готовность вести переговоры мог повлиять и американский фактор: в последнее время Саудовская Аравия склонна предпринимать шаги, противоречащие стратегическому видению США. Однако если намерение Эр-Рияда ограниченно взаимодействовать с Дамаском реально, то, вероятно, пока все будет происходить через страны-посредники, резюмировал эксперт.