Ицхак Герцог – единственный израильский политик, с которым беседовал за последнее время Владимир Путин. Фото Reuters
Урегулировать во внесудебном порядке все претензии, имеющиеся у Минюста РФ к организации «Сохнут», отвечающей за еврейскую эмиграцию, якобы предложили израильские власти российским властям. Так утверждается в израильских СМИ. Между тем найти общий язык РФ и еврейскому государству с каждым днем становится все труднее. Сказываются не только весьма непростые отношения Кремля с израильским премьер-министром Яиром Лапидом, но и столкновения интересов двух стран в Сирии.
Израильский портал Walla со ссылкой на два источника в правительстве страны сообщил о том, что Москве предложен компромисс. Якобы советник по национальной безопасности премьер-министра, руководитель Совета национальной безопасности Яэль Хулата позвонил неким высокопоставленным представителям кремлевской администрации и предложил перенести судебное заседание по делу о закрытии российского отделения «Сохнута». Первое заседание по иску Минюста состоится 19 августа в Басманном суде Москвы. Хулата якобы предложил договориться во внесудебном порядке. Какие аргументы он выдвинул, портал не уточнил.
Walla утверждает, что звонок Хулаты был на следующий день после телефонных переговоров Владимира Путина и президента Израиля Ицхака Герцога. Беседа состоялась 9 августа, и, как сообщалось, оба лидера обсуждали в том числе и дело «Сохнута». «Условлено, что контакты на этот счет будут продолжены по линии соответствующих ведомств обеих стран», – информировала пресс-служба Кремля.
Следует также отметить, что в Москву еще в конце июля прибыла делегация правительства Израиля во главе с заместителем юридического советника МИДа Тамар Каплан. Ее задача как раз и заключалась в том, чтобы договориться с Кремлем о снятии претензий к «Сохнуту». Однако показательно, что – по крайней мере, если судить по открытым источникам – российско-израильские переговоры на этот счет идут как минимум не только на уровне израильского правительства. Путин не общался с Лапидом, зато побеседовал о «Сохнуте» с Герцогом.
У Яира Лапида диалог с российским руководством пока не очень получается. Фото Reuters |
Показательно упоминание в свете ситуации с «Сохнутом» имени Хулаты. Он был назначен в прошлом году на пост главы Совета национальной безопасности прежним премьером Израиля Нафтали Беннетом, старавшимся поддерживать ровные отношения с Путиным. Кроме того, Хулата ранее 23 года проработал в МОССАД. В израильской разведке ему доводилось возглавлять отдел стратегического планирования и политики – святая святых организации. Хулата – выходец из семьи персидских евреев. По данным израильских СМИ, в МОССАД он специализировался на операциях по противодействию Ирану и иранской ядерной программе. А именно активность, связанная с этой страной, стала причиной недавних трений между РФ и еврейским государством.
Дважды за полтора месяца Израиль атаковал территорию Сирии вблизи базы российского ВМФ в Тартусе. До этого израильтяне не атаковали данный район в течение четырех лет. Сначала 2 июля бомбежке подвергся, как сообщалось, склад с оружием, принадлежащий проиранской группировке «Хезболла». Атака была произведена за считаные часы до прилета в Дамаск главы иранского МИДа Хоссейна Амира Абдоллахияна. А 15 августа удар был произведен по деревне Абу-Афса, всего лишь в 5 км от Тартуса. Телеканал Al-Arabiya сообщает, что Израиль пытался уничтожить партию ракет, предназначавшихся «Хезболле». МИД РФ резко осудил этот удар. В комментарии официального представителя внешнеполитического ведомства Марии Захаровой действия Израиля названы безответственными и нарушающими «базовые нормы международного права».
Связаны ли сирийские и московские события? С одной стороны, израильтяне не раз обвиняли «Хезболлу» в том, что проиранская группировка старается расположить свои объекты вблизи объектов РФ. С другой – впечатляет, что резкое обострение обстановки происходит на фоне беспрецедентной ситуации с «Сохнутом». В любом случае и израильские, и российские чиновники не стремятся углублять конфликт. Возможно, расчет делается на какую-либо закулисную договоренность, в том числе связанную с ситуацией в Сирии.