Фото REUTERS
Израиль нанес авиаудары по сирийской провинции Тартус, чтобы предотвратить передачу в руки официального Дамаска средств ПВО иранского производства. Такие детали трансграничной операции, организованной в эти выходные, появились в изданиях стран региона. Еврейское государство подозревает, что Тегеран хочет «изменить правила игры» в сфере безопасности. Вступившему на днях в должность временного премьер-министра Израиля Яиру Лапиду важно подчеркнуть, что в частоте нападений на объекты в Сирии ничего не изменится, говорят местные официальные лица.
О целях нападения на Тартус сообщил 12-й канал израильского ТВ. По словам его источников, авиаудары Армии обороны (ЦАХАЛ) должны были предотвратить получение Дамаском продвинутых систем противовоздушной обороны, которые якобы «меняют правила игры». Согласно этим данным, вооружение «пытались доставить по морю, возможно, с использованием иранских кораблей, пришвартованных в порту Тартуса на прошлой неделе». За счет усиления сирийской системы ПВО Тегеран намеревался сузить оперативное пространство израильской армии, утверждают источники 12-го канала. ЦАХАЛ регулярно совершает трансграничные атаки на территории соседней страны, мотивируя это необходимостью бороться с иранским влиянием.
Обстрел Тартуса, в пределах которого расположена российская военная база, произошел утром 2 июля. «Четыре тактических истребителя F-16 ВВС Израиля с восточной части акватории Средиземного моря нанесли удар четырьмя управляемыми ракетами по объектам на территории сирийской провинции Тартус, – сообщал заместитель руководителя российского Центра по примирению враждующих сторон в Сирийской Арабской Республике (САР) капитан 1 ранга Евгений Герасимов. – В результате израильского авиаудара причинен материальный ущерб, получили ранения два мирных жителя». Москва традиционно осуждает подобные действия, обвиняя еврейское государство в нарушении сирийского суверенитета.
Новые бомбардировки сирийской территории почти совпали с передачей полномочий премьер-министра Израиля Яиру Лапиду – политику, который должен управлять кабмином на время перехода страны к очередному электоральному циклу, запущенному после развала правящей коалиции. В этой связи арабское издание «Элаф» цитирует свои источники в Иерусалиме, которые подчеркивают: новому председателю правительства было важно продемонстрировать всем внешним силам, что еще один этап внутриполитического противостояния в еврейском государстве никак не отразится на интенсивности операций ЦАХАЛ на сирийской арене. Это сигнал не только Дамаску и Тегерану, но и Москве, утверждают собеседники «Элафа».
Израильские официальные лица обращают внимание на то, что операция в Тартусе – это попытка продемонстрировать российской стороне, что Иран наращивает свое военное присутствие в Сирии у нее за спиной. Тезис о том, что Исламская Республика планирует воспользоваться сконцентрированностью Москвы на украинском театре боевых действий, получил широкое распространение в экспертной среде в последние месяцы. Собеседники «Элафа» в этой связи делают акцент на том, что средства ПВО, которые ЦАХАЛ попытался уничтожить во время последних бомбардировок в районе Тартуса, якобы должны были быть установлены в непосредственной близости от российских позиций.
У ударов ЦАХАЛ был красноречивый тайминг. Они почти совпали с прибытием в Дамаск иранского министра иностранных дел Хосейна Амира Абдоллахияна. Шеф дипломатического ведомства, который был принят не только коллегой Фейсалом Микдадом, но и президентом Башаром Асадом, осудил «продолжающиеся агрессивные атаки Израиля, направленные на подрыв сирийского суверенитета и единства». «Правительство Сирии прилагает усилия к улучшению социально-экономического положения в стране, – отметил Абдоллахиян. – И ракетные удары Израиля по окрестностям Тартуса и аэропорту Дамаска (организованы в прошлом месяце. – «НГ») нанесены с целью помешать возвращению беженцев на родину».
До прибытия в столицу САР иранский министр нанес визит в Турцию. Как дал понять Абдоллахиян, его поездка была связана главным образом с попытками восстановить контакты между Дамаском и Анкарой. «Мы видим свою задачу в том, чтобы не допустить возникновения кризиса и попытаться продвинуться к миру, стабильности и безопасности, преодолев существующие разногласия между двумя государствами, которые поддерживают тесные связи с Ираном», – сказал глава МИДа, рассуждая о возможной турецкой операции против курдских формирований. По его словам, Тегеран понимает встревоженность Анкары по поводу ситуации на севере Сирии. «Однако мы выступаем категорически против проведения военной операции», – отметил министр.
Тем не менее в турецкой поездке Абдоллахияна также превалировал израильский аспект. Наблюдатели называют ее попыткой прощупать почву после того, как Анкара интенсифицировала контакты в сфере безопасности с властями еврейского государства. В последние месяцы Национальная разведывательная организация Турции (MIT) приложила большие усилия, чтобы в координации с МОССАДом предотвратить планы иранских агентов, пытавшихся организовать нападения на граждан еврейского государства, сообщали ивритоязычные издания.
Впрочем, растущий запрос региональных государств на нормализацию связей с Израилем повышает для Ирана актуальность конфронтационной повестки. И насыщение Сирии техникой, возможно, является одним из ее сценариев.