Бойцы курдских военизированных формирований вновь рассчитывают на поддержку официального Дамаска в борьбе с турецкой армией. Фото Reuters
Курдские военизированные формирования открыты к сотрудничеству с официальным Дамаском для предотвращения военной операции Турции, которая может нанести удар по их зоне влияния. Как заявил Мазлум Абди, глава Демократических сил Сирии (ДСС) – лояльного США военно-политического альянса с курдской доминантой, возможное сближение не противоречит полуавтономному статусу северо-восточных районов Арабской Республики. В ДСС даже призвали правительственную армию задействовать средства противовоздушной обороны (ПВО), чтобы ограничить активность турецкой авиации.
О готовности к координации с Дамаском по военной линии Абди заявил Reuters. Возглавляемые им ДСС контролируют северо-восточные районы Сирии (Заевфратье) в полуавтономном режиме. Там находится ограниченный американский контингент. Впрочем, по словам Абди, в условиях приближающейся наступательной операции Турции важнее всего защитить сирийскую территорию, и сотрудничество с центральным руководством страны во главе с президентом Башаром Асадом вряд ли нарушит «особый» статус ДСС и контуры их зоны ответственности. «Самое важное, что сирийская армия могла бы сделать для защиты сирийской земли, – это использовать системы ПВО против турецких самолетов», – отметил военачальник.
В ДСС делают акцент на том, что анонсированная Анкарой военная кампания приведет к вынужденному перемещению около миллиона гражданских лиц и спровоцирует гуманитарную катастрофу. Абди предупредил, что натиск со стороны Турции и лояльных ей повстанцев может дать импульс для возрождения «Исламского государства» (ИГ, запрещено в РФ), против присутствия которого ДСС боролись вместе с возглавляемой США коалицией. Сейчас курдские силы охраняют лагеря и тюрьмы, где содержатся бывшие боевики ИГ и члены их семей. Сконцентрированность на отражении турецких атак обещает создать дыры в сфере безопасности. «Мы не можем сражаться на два фронта», – подчеркнул Абди.
Гражданские структуры власти в автономном регионе Северо-Восточной Сирии в конце мая также попытались добиться внимания международного сообщества, призвав разместить миротворческий контингент в районах, входящих в список обозначенных президентом Реджепом Тайипом Эрдоганом целей. Они отмечали, что расширение зоны ответственности Анкары может поставить под удар социальную структуру Сирии.
В Турции считают операцию необходимостью и указывают на то, что оттеснение курдских военизированных формирований подальше от границы даст возможность вернуть и расселить тысячи беженцев.
Наступательные операции Анкары в Сирии прошлых лет и снижение внимания Вашингтона к этой арене актуализировали для ДСС вопрос о необходимости интенсивных переговоров с центральным руководством в Дамаске. Планка требований сирийского правительства пока была высока: Асад добивался присоединения курдских военизированных формирований к правительственной армии и, по ряду сведений, возвращения под его контроль нефтяных месторождений, сконцентрированных в Заевфратье. От передачи их в зону ответственности правительства зависит вопрос о частичной реабилитации экономики.
Посредником в переговорах между ДСС и официальным Дамаском нередко выступала российская сторона. К слову, Москва косвенно дает понять, что недовольна турецкими планами.
Накануне замруководителя российского Центра по примирению враждующих сторон в Сирии контр-адмирал Олег Журавлев заявил: «На фоне заявлений турецкого руководства о начале новой военной операции на севере Сирийской Арабской Республики, в идлибской зоне деэскалации отмечается активизация деятельности незаконных вооруженных формирований, направленная на обострение обстановки».
«Руководство сирийских курдов и в предыдущие годы в моменты непосредственной военной угрозы со стороны Турции старалось наладить ограниченное временное сотрудничество с официальным Дамаском, играя на вполне понятных опасениях руководства Сирии по поводу дальнейшего расширения зоны фактической турецкой оккупации на севере», – заявил «НГ» военный эксперт Юрий Лямин. Он обратил внимание на то, что в ходе турецкой военной операции «Источник мира» осенью 2019 года по договоренности с курдскими военизированными формированиями патрули сирийских правительственных войск были введены в некоторые контролируемые ими районы, чтобы предотвратить захват объектов турецкими войсками.
«Проблема в том, что после того, как непосредственная военная угроза со стороны Турции заканчивалась, руководство сирийских курдов вновь шло на ухудшение отношений с сирийским правительством, и подобные игры Дамаску, конечно, не нравятся», – резюмировал собеседник «НГ».