На фото встреча Сергея Лаврова и Ильхам Ахмед. Фото сайта mid.ru
Представители центрального руководства Сирии и автономной администрации северо-восточных районов приступили к очередному раунду переговоров, которые касаются экономического и политического взаимодействия. Дамаск настаивает на полной интеграции в его войска курдских военизированных формирований, являющихся основой архитектуры безопасности на востоке, и на возвращении нефтяных месторождений, в то время как для курдов принципиально важно разрешить вопрос своего статуса. Диалог, согласно арабским изданиям, возобновлен при посредничестве российской стороны, которая за последнее время существенно активизировала связи с различными курдскими фракциями.
О новом раунде переговоров между Дамаском и политическим руководством Демократических сил Сирии (ДСС) сообщила газета «Ашарк аль-Аусат». По данным издания, повестка возобновленного при российском посредничестве диалога включает круг таких оперативных вопросов, как доставка гуманитарной помощи и предотвращение возможной операции Вооруженных сил (ВС) Турции при поддержке лояльных ей отрядов сирийской оппозиции. Важной остается и тема контроля над стратегическим КПП «Аль-Ярубия» на границе с Ираком. В политическом плане обсуждается статус северо-восточных районов Сирии, которые остаются в зоне ответственности США, но которые Дамаск хотел бы вернуть себе.
Появившиеся в арабских изданиях сообщения почти совпали с визитом, который нанес накануне спецпредставитель президента РФ по Ближнему Востоку и странам Африки, замглавы МИДа Михаил Богданов в Иракский Курдистан. В Эрбиле его принял премьер-министр региона Масрур Барзани. В заявлении, опубликованном офисом главы правительства, говорится, что стороны затронули не только пути укрепления двусторонних отношений, но и трагическую ситуацию в Сирии. Барзани, как следует из сообщения, подчеркнул «важность поиска политической дорожной карты для решения курдской проблемы» в Арабской Республике при условии, что любой дальнейший план будет исключать проявление авторитаризма и притеснение курдских фракций.
Переговоры о судьбе северо-востока Сирии (Заевфратья) ведутся и в Москве. На минувшей неделе министр иностранных дел Сергей Лавров принял сопредседателя исполкома курдского Совета демократической Сирии Ильхам Ахмед. Столицу РФ она посещает в последнее время часто. «В ходе беседы состоялось обсуждение ситуации в САР с акцентом на положение в северо-восточном регионе страны, – отмечал МИД РФ. – При этом особое внимание было уделено задаче продвижения политического урегулирования в Сирии на основе резолюции 2254 Совета Безопасности ООН, восстановления ее экономики и социальной сферы, возвращения беженцев и внутренне перемещенных лиц, оказания гуманитарной помощи нуждающимся».
Российская сторона выражает готовность оказывать содействие достижению межсирийских договоренностей с целью скорейшего восстановления территориальной целостности Сирии. В то же время, согласно региональным изданиям, от курдских властей Заевфратья взамен ждут возвращения стратегических месторождений центральному правительству. Курдские источники BasNews сообщали, что на последней встрече в российской столице Ахмед якобы было предложено вернуть 75% находящихся на северо-востоке страны нефтяных богатств Дамаску при условии установления совместного контроля над ними. Собеседники BasNews уверяют, что курдская сторона не против этой инициативы, однако ждет, что и на ее условия будет дан положительный ответ.
Как пояснил «НГ» приглашенный исследователь вашингтонского Института Ближнего Востока (MEI) и эксперт Российского совета по международным делам Антон Мардасов, причина интенсификации переговоров между Дамаском и ДСС кроется в политике США. «Администрация Байдена занимает достаточно усредненную позицию по сирийскому вопросу и соответственно никаким образом не показывает, что это досье находится в приоритетах, – отметил аналитик. – Возможно, это осознанная политика для того, чтобы не провоцировать ненужные дебаты вокруг этого вопроса и сохранять военное присутствие». Тем не менее, по словам Мардасова, Россия и сирийское правительство видят подобную позицию Вашингтона и стараются действовать.
«Курды тоже волнуются, – обращает внимание собеседник «НГ». – Вроде бы им предоставляются гарантии по разным линиям – военным и политическим, и американские делегации там бывают довольно регулярно. Но они тревожатся, помня о трамповском решении (вывести контингент из Сирии. – «НГ») и видя то, что произошло в Афганистане». В связи с этим, по словам эксперта, курды не закрывают дверь для Москвы и для Дамаска. Другой вопрос – сможет ли из этого диалога что-то получиться. «Многое по-прежнему зависит от Вашингтона и от того, насколько он будет готов восстанавливать переговоры между Демократическим союзом и Курдским национальным советом (влиятельные курдские фракции. – «НГ»)», – отметил Мардасов.
Контакты с Эрбилем как раз связаны с Курдским национальным советом, полагает собеседник «НГ». «Понятное дело, Москва официально не занимает активную позицию по Востоку, однако российские силы пытаются подвинуть американцев и развертыванием средств РЭБ, и переброской средств ПРО – то ли муляжей, то ли реальных. Плюс происходит активизация курдских и курдско-арабских переговоров», – напомнил Мардасов. По его мнению, новые раунды диалога между Дамаском и ДСС вряд ли способны что-то принести. «Курды пытаются сказать, что они готовы сотрудничать с Дамаском и даже разрабатывать с ним нефть, но нужны политические преференции. Дамаск на это, понятное дело, не идет и не пойдет», – заключил аналитик.
комментарии(0)