Фото Reuters
Алжир готовится принять в марте 2022-го саммит Лиги арабских государств (ЛАГ), сообщил президент Абдельмаджид Теббун. Не исключено, что одним из важнейших вопросов будет возвращение в организацию Сирии, лишившейся членства почти 10 лет назад. Несмотря на то что на восстановлении ее в ЛАГ настаивают ряд столиц, у процесса есть препятствия. Действующий в отношении страны санкционный режим позволяет поставлять ей гуманитарную помощь и реализовывать ряд точечных проектов с низкой экономической прибылью, но не более того, говорят эксперты.
Теббун выразил уверенность, что ЛАГ должна продолжать «усилия по консолидации общих арабских действий посредством выполнения условий, необходимых для успеха саммита».
Несмотря на то что одним из важнейших вопросов повестки президент назвал палестино-израильский конфликт, наибольшую интригу в действительности представляет то, приведут ли переговоры к подвижкам в вопросе дипломатической реабилитации Сирии, которой уже удалось восстановить связи с крупными арабскими игроками, некогда выступавшими в поддержку повстанческих формирований. Некоторые аналитики вообще предполагают, что на алжирском саммите Арабская Республика уже будет представлена на каком-то уровне.
Так или иначе, но место проведения встречи должно сыграть определенную роль. В начале этого года посол Сирии в Алжире Намир Вахиб аль-Ганем отмечал, что североафриканская страна готова перезапустить экономические контакты с Дамаском (см. «НГ» от 05.02.21). Ссылаясь на свои переговоры с алжирским министром торговли Камелем Резигом, глава дипмиссии сообщил, что африканское государство не против того, чтобы заниматься восстановлением Сирии: у него для этого есть и ресурсы, и желание. Кроме того, активация алжирской стороной соглашения об Африканской континентальной зоне свободой торговли (AfCFTA) рассматривалась как способ открыть для сирийцев ворота в Африку.
В одном из недавних интервью генеральный секретарь ЛАГ Ахмед Абу Гейт допустил, что Сирия «может вернуться в Лигу во время следующего саммита, если арабские государства согласятся с проектом соответствующей резолюции». Более того, некоторые страны, по его словам, открыто лоббируют возвращение Дамаска в организацию, которую тот покинул из-за обвинений в непропорциональном применении силы в отношении своих критиков. «Но я как генеральный секретарь лично не заметил никаких официальных или неофициальных запросов относительно начала процедур», – в то же время сообщил Абу Гейт. Среди сторонников восстановления членства Сирии называют Египет, Алжир и Иорданию.
«Мы напоминаем им, что они могут подвергнуться риску санкций США, ведя такие разговоры», – процитировало недавно издание Financial Times неназванного представителя администрации американского президента, комментировавшего ведущуюся в некоторых арабских государствах дискуссию о реабилитации главы сирийского государства Башара Асада. Собеседник газеты посетовал на то, что процесс восстановления отношений с Дамаском в ряде случаев велся за спиной у США. «Думаю, многие из этих арабских стран принимали собственные решения, несмотря на предупреждения со стороны правительства США не делать этого», – отметил источник Financial Times.
Адвокаты сирийского «возвращения», впрочем, своей позиции не скрывают. В начале октября министр иностранных дел Египта Самех Шукри на совместной пресс-конференции по итогам переговоров с российским коллегой Сергеем Лавровым заметил, что Сирия имеет полное право быть членом арабской семьи. «Возвращение этой страны в ЛАГ является важным составным элементом всего политического процесса, – пояснил шеф египетской дипломатии. – Египет всячески заинтересован в обеспечении территориальной целостности и суверенитета Сирии, заинтересован в дальнейшей работе по решению всех вопросов, связанных с сирийским кризисом, чтобы положить конец продолжающемуся противостоянию».
«То, что Сирию активно тянет в ЛАГ ряд игроков, в первую очередь через разведслужбы Египта, конечно, подыгрывает Дамаску и сказывается на попытках релегитимации сирийского режима, – заметил в разговоре с «НГ» приглашенный исследователь вашингтонского Института Ближнего Востока (MEI) и эксперт Российского совета по международным делам Антон Мардасов. – Таким образом также поддерживается идея о том, что интеграция Сирийской Арабской Республики в ЛАГ вроде как поможет сдерживать иранское влияние. Тем более что Дамаск, наращивающий влияние в Ливане, выступает в некотором смысле оппонентом «Хезболлы» в желании видеть своего кандидата в кресле президента соседней страны».
Однако эта «борьба полутонов», по словам эксперта, прежде всего наталкивается на позицию США. «Вашингтон и его «закон Цезаря» позволяют поставлять Дамаску гуманитарку и реализовывать ряд точечных проектов с низкой для Сирии экономприбылью вроде трубопровода по прокачке газа, но не более, – рассуждает аналитик. – Конечно, сторонники замещения иранского влияния могут привозить наличные в Дамаск, обещать проекты на деловых ярмарках и прочее, но в конечном счете они также приходят к мнению, что подобные действия осложняют их отношения с США и рядом других акторов, и меняют свой силовой подход в сторону более сбалансированного».
По словам Мардасова, для России процесс восстановления членства Сирии в ЛАГ является достаточно важным по очевидным причинам. «Однако также очевидно, что двигатели этого процесса в реальности рассматривают возможность замещения иранского влияния не своим расширенным участием, а российским, – обращает внимание собеседник «НГ». – Москва же этому противится: несмотря на победные реляции, отношения с «клиентом» также находятся в парадигме извечных проблем Москвы с союзниками».
комментарии(0)