Фото Reuters
Власти Алжира выразили готовность реактивировать экономические отношения с сирийским правительством. Об этом сообщил посол Сирии в Алжире Намир Вахиб аль-Ганем по итогам своих переговоров с министром торговли Камелем Резигом. Несмотря на то что интенсификация контактов может быть лишним признаком тенденции на смягчение региональной изоляции официального Дамаска, в экспертной среде указывают на крайнюю осторожность тех арабских игроков, которые показывают в деле с Сирией видимый прагматизм: многое, как кажется, все равно будет зависеть от режима западных санкций.
По словам аль-Ганема, переговоры были организованы по запросу сирийского посольства и касались базовых вещей, которые бы помогли сирийской экономике.
По итогам было решено восстановить активность Сирийско-алжирского делового совета. В разговоре с изданием «Аль-Ватан» аль-Ганем сослался на слова своего собеседника, который уверил: его страна готова заниматься восстановлением Сирии, и у нее для этого есть и ресурсы, и желание. По словам главы сирийской дипмиссии, в ходе переговоров упоминалось и то, что Алжир в настоящее время находится в процессе активации соглашения об Африканской континентальной зоне свободой торговли (AfCFTA), которое, как пояснил Резиг, может стать для сирийцев воротами в Африку.
Свое практическое функционирование зона AfCFTA, которая представляет единое торговое пространство для более 50 государств Африки, начала 1 января. Сроки долгое время переносились из-за последствий пандемии нового коронавируса. Договоренность, заключенная еще весной 2018 года, предполагает отмену тарифов и торговых барьеров, что, по ожиданиям региональных игроков, должно изменить экономическое положение всего Черного континента. Согласно прогнозу входящей в структуры ООН Экономической комиссии для Африки, благодаря AfCFTA в ближайшие 12 месяцев торговый оборот между региональными государствами может увеличиться на 52%. При этом к 2050 году совокупный ВВП Африки способен достичь отметки в 29 трлн долл.
Не исключено, что в этом смысле Алжир действительно смог бы оказать Дамаску услугу. Другой важной стороной партнерства является помощь в размораживании дипломатических связей сирийского правительства с арабскими игроками. Несмотря на то что за последнее время реанимировать свои официальные связи с президентом Башаром Асадом решились даже Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), на пути Арабской Республики к возвращению в Лигу арабских государств (ЛАГ) остается еще много проблем, которые предстоит решить. На это указывал министр иностранных дел РФ Сергей Лавров на пресс-конференции по итогам состоявшейся в середине января встречи с саудовским коллегой Фейсалом бин Фарханом.
Комментируя «НГ» сирийско-алжирские отношения, приглашенный исследователь Института Ближнего Востока (MEI) в Вашингтоне, эксперт Российского совета по международным делам Антон Мардасов заметил, что они развиваются по легко угадываемой траектории.
«Сюрприза в сирийско-алжирских отношениях нет как в исторической парадигме, так и с позиции арабской весны: Алжир последовательно поддерживал режим Асада с 2011 года и сохранял с ним дипломатические отношения, выступал против антиасадовских решений ЛАГ и лоббировал возвращение туда Дамаска, – заметил аналитик. – С точки зрения дипломатии это было взаимовыгодно: Алжир отстаивал свою роль в регионе, в том числе через призму внутренних событий в 1990-е, а также предоставлял площадку для переговоров сирийских и турецких спецслужб по курдскому вопросу». В это время Дамаску удавалось имитировать дипломатию и делать заявления о его поддержке в регионе Ближнего Востока и Северной Африки, указал Мардасов.
«Хорошо известны заявления Асада в 2013 году, когда он сопоставил сирийский и алжирский конфликты, а также дружественные высказывания тогдашнего замглавы МИД Микдада после штурма Алеппо, – обратил внимание собеседник «НГ». – Впрочем, в алжирской элите, очевидно, были и противники сближения с Сирией, поэтому Алжир, как кажется, вполне устраивает его нынешняя позиция осторожного партнера. Осторожность мотивирована не только стремлением не бежать впереди, например, Саудовской Аравии, которая предпочитает сильно не афишировать связи с Дамаском и оставаться в тени – то помогая активизировать торговлю с Сирией, то надавливая на Дамаск, но и американской позицией».
Эксперт считает, что с учетом общей ситуации в регионе и экономической обстановки внутри Алжира его власти вряд ли решатся на какие-либо серьезные шаги в свете угрозы американских санкций на базе Закона Цезаря. Это вступивший в силу в прошлом году акт, который строго запрещает любое взаимодействие зарубежных государственных и негосударственных субъектов с официальным Дамаском. «Скорее это очередной этап игры в кошки-мышки, потому что у Алжира и США, очевидно, есть свои региональные точки соприкосновения, которые ограничивают возможность серьезного сотрудничества с Асадом», – заключает Мардасов.
комментарии(0)