И Путин, и Асад понимают, что будущее сирийского урегулирования во многом зависит от позиции США. Фото Sputnik/Reuters
Видеопереговоры президентов Владимира Путина и Башара Асада о постконфликтной ситуации в Сирии прошли на фоне подготовки ближневосточных игроков к возможному изменению параметров американского присутствия в регионе. Эти ожидания появились после того, как Джозеф Байден занял лидирующие позиции на выборах в США. Сирия долгое время была одним из поводов для противоречий между командой действующего главы Белого дома Дональда Трампа и демократическим лагерем. Как говорят в экспертной среде, нынешний президент вполне может сделать «подарок» Байдену в виде сдачи некоторых позиций в Сирии перед своим уходом, однако есть шанс, что Пентагон сгладит этот демарш.
Центральной темой беседы Путина и Асада стала намеченная на 11–12 ноября конференция в Дамаске, которая будет посвящена теме возвращения сирийских беженцев на родину. «Сейчас, когда на большей части территории Сирии наступили мир, спокойствие, есть хорошая возможность обеспечить массовое возвращение беженцев домой, – заметил российский президент в ходе переговоров. – И конечно, важно, чтобы этот процесс шел естественным путем, без принуждения. Каждый сириец должен принять решение самостоятельно, получив достоверную информацию о положении дел у себя на родине». Москва рассчитывает на то, что мероприятие стимулирует приток людей и поможет в процессе постконфликтного восстановления страны.
Тем не менее реконструкцию Сирии сложно рассматривать в отрыве от проблемы военного присутствия США, которое препятствует переходу северо-восточных районов Арабской Республики под контроль сирийской правительственной армии. Американский контингент находится в тесном взаимодействии с курдскими военизированными формированиями. Надежду на то, что теперь администрация американского президента может отказаться от их поддержки, накануне выразил вице-президент Турции Фуат Октай. «Мы надеемся, что Америка перестанет сотрудничать с террористическими организациями и отдаст предпочтение работе с государствами, – заявил он. – Америка действует совместно с террористическими организациями в Сирии».
С некоторым опасением эксперты восприняли новость об уходе с поста спецпредставителя США по Сирии Джеймса Джеффри – профессионального дипломата, который работал на этой должности с января 2019 года. Сейчас его временно заменил Джоэл Рейберн, работавший на позиции заместителя госсекретаря по делам Ближнего Востока. О своей отставке Джеффри предупредил в первую очередь курдскую администрацию северо-востока Сирии, однако, как отмечают западные СМИ, не прояснил причину столь скорого решения. Саудовская газета «Ашарк аль-Аусат», впрочем, отмечала, что Джеффри рассчитывал покинуть должность спецпредставителя вне зависимости от результатов американских выборов.
«Я не ожидаю изменений в присутствии наших войск и изменений в нашей санкционной политике, а также в нашем требовании, чтобы Иран покинул Сирию, будь это администрация Трампа или Байдена», – приводило саудовское издание высказывание Джеффри. В интервью с порталом Syria Direct дипломат прояснил эту позицию, заявив о необходимости США «иметь стабильную базу на северо-востоке Сирии» против группировки «Исламское государство» (ИГ, запрещено в РФ), а для этого требуются как локальные партнеры, так и сохранение войск на местах. Однако, касаясь контингента, Джеффри говорил о Байдене. У Трампа же сейчас остаются несколько месяцев, чтобы максимально затруднить работу будущей администрации по любому из досье.
«От Трампа можно ожидать многих «подарков» для следующей администрации, но вряд ли сейчас Белый дом пойдет на радикальные меры на сирийском направлении, – заявил в разговоре с «НГ» военный эксперт Юрий Лямин. – Против полного вывода американских войск из Сирии выступают ближайшие региональные союзники США, такие как Саудовская Аравия». А к этим ближневосточным игрокам в администрации Трампа принято прислушиваться, отмечает аналитик.
В том, что команда Трампа в переходный период примет решение о выводе военных специалистов из Сирии, в беседе с «НГ» усомнился и приглашенный исследователь Института Ближнего Востока (MEI) в Вашингтоне, эксперт Российского совета по международным делам Антон Мардасов. «Принять такое решение – значит обрушить всю цепь экономической поддержки местных племен и курдов от реализации нефти, – отметил аналитик. – Финансовый стимул позволяет не только курдам, но и племенам сохранять автономное положение, платить зарплату отрядам и не переходить на сторону Асада».
По оценкам Мардасова, дело не столько в поступках, которые войдут в историю, сколько в общем курсе в Сирии, который все-таки сводится к формированию единого оппозиционного фронта Асаду. «Военные США имеют достаточный уровень свободы для оперирования в этой зоне, – говорит эксперт. – Какие-то решения Вашингтон может принять в плане сдачи тех или иных пунктов на северо-востоке или в треугольнике Сирия–Иордания–Ирак, но, думаю, военные попытаются сгладить их эффект. Со стороны Трампа возможна попытка подчеркнуть взаимодействие с Турцией, но вряд ли это приведет к чему-то кардинальному, тем более что новая администрация все-таки в общем смысле будет стремиться подчеркнуть солидарность в рамках НАТО».
комментарии(0)