0
12062
Газета В мире Печатная версия

22.10.2020 19:50:00

Москва не желает терпеть амбициозную политику Турции на Южном Кавказе

Анкара готова к диалогу по Сирии и Ливии, но бескомпромиссна в Карабахе

Тэги: армения, азербайджан, карабах, нагорный карабах, война, конфликт, турция, сирия, ливия

Обострение конфликта вокруг Нагорного Карабаха - все статьи по теме


армения, азербайджан, карабах, нагорный карабах, война, конфликт, турция, сирия, ливия Фуат Октай заявил о реальной возможности введения войск Турции в Нагорный Карабах. Фото со страницы Фуата Октая в Facebook

Фоном визита заместителя главы МИД Турции Седата Онала в Москву 22 октября стали прозвучавшие в Анкаре жесткие заявления по Нагорному Карабаху. Так, накануне поездки турецкий вице-президент Фуат Октай подчеркнул, что его страна без колебаний направит регулярные войска в зону конфликта, если это потребуется. Атмосфера таких высказываний лишь усилила впечатление об углубляющихся противоречиях между Москвой и Анкарой.

Поездка Онала в российскую столицу была сопряжена главным образом с сирийской и ливийской проблематикой, которую Москва и Анкара по традиции обсуждают одновременно. Однако сделанные накануне в разговоре с CNN Turk высказывания Октая о том, что Турция «не колеблется» в вопросе отправки войск в Карабах, поселили подозрения, что Южный Кавказ будет фигурировать в числе тем российско-турецкой дискуссии. Впрочем, перед началом переговоров со своим турецким коллегой заместитель министра иностранных дел РФ Сергей Вершинин поспешил внести ясность, заявив, что ситуацию в Карабахе они обсуждать не планируют. «Вы знаете, что у нас идет хороший обмен и по Сирии, и по Ливии, и мы его будем продолжать», – пояснил дипломат.

Вершинин дал понять, что тема Нагорного Карабаха отделена от ливийского и сирийского досье на российско-турецких переговорах. «Я, честно говоря, не вижу тут связи, – заявил российский дипломат, отвечая на соответствующий вопрос журналистов. – Могу сказать только одно: ситуация (на Южном Кавказе. – «НГ») обсуждалась в том числе и в Нью-Йорке на консультациях в Совете Безопасности, где было констатировано общее мнение о том, что главной сегодня является задача прекращения огня.

Об этом мы и говорили, когда встречались здесь, в Москве, министры иностранных дел двух сторон и наш министр иностранных дел». Речь идет об 11-часовых министерских переговорах по поводу Карабаха, которые состоялись в российской столице 9 октября.

В своем интервью CNN Turk Фуат Октай заявил, что российская сторона «попыталась найти решение» в рамках карабахского конфликта, однако «этого не удалось сделать», потому что без Турции диалог в принципе невозможен. В то же время турецкий вице-президент поспешил уверить, что с Кремлем никаких проблем в отношениях нет. «Россия, пожалуй, является одной из стран, с которой нам удалось установить здоровый диалог на фоне происходящего хаоса, хотя есть много тем, по которым мы не можем договориться, – обратил внимание Октай. – У нас могут быть проблемы, но также могут быть и сферы, в которых мы можем вместе работать. Если в этом отношении что-то изменится, то Турция об этом искренне объявит».

233-2-4480.jpg
Турецкие солдаты во время патрулирования
в сирийской провинции Идлиб. Здесь Москва
еще готова терпеть турецкое присутствие. 
Фото Reuters
Что касается Ближнего Востока и Северной Африки, то сирийский кризис сейчас создает наиболее серьезные проблемы для отношений Москвы и Анкары. Турецкое командование готовится к отражению очередной наступательной операции сирийских правительственных сил на подответственные ему районы (см. «НГ» от 21.10.20). За день до приезда Онала в российскую столицу заместитель руководителя российского Центра по примирению враждующих сторон в Сирии контр-адмирал Александр Гринкевич сообщил о том, что в районе находящейся в турецкой зоне влияния провинции Идлиб были зафиксированы примерно два десятка обстрелов со стороны радикальных формирований.

«Напряженность в двусторонних отношениях в последнее время демонстрирует глубину недоверия, которое уже давно сопровождает так называемое турецко-российское сотрудничество, – заявил «НГ» турецкий политолог Керим Хас. – Анкара для Москвы становится проблемным партнером, взаимодействовать с которым все сложнее. Критическая масса противоречий, безусловно, накапливается. Напряженность распространилась по всем фронтам и дошла до границ непосредственной зоны ответственности России – Южного Кавказа. Мягко говоря, это обстоятельство, как кажется, сильно беспокоит Москву». Упор турецкой элиты на военное решение нагорнокарабахского конфликта не может не раздражать Кремль, полагает аналитик.

«Нагорный Карабах – это не Сирия и Ливия, где Москва с трудом, но терпит проводимую Анкарой политику, – заметил Хас. – На этом фоне российская сторона отправляет позитивные сигналы тем государствам, с которыми у Турции кризисные отношения». Турецкий эксперт обращает внимание на то, что Москва на уровне дипломатов высказывала Афинам поддержку в рамках их спора с Анкарой в Восточном Средиземноморье, а также согласилась на первые в истории совместные учения в Черном море с Египтом. Если прибавить к этому напряженность в Карабахе, то встреча президентов Владимира Путина и Реджепа Тайипа Эрдогана может состояться в скором времени, считает Хас. «Иначе образовавшийся ком проблем станет неуправляемым», – говорит он.

«На фоне конфликта в Нагорном Карабахе тема Сирии и Ливии немного ушла на второй план, а ведь там происходят важные события для понимания будущего турецко-российских отношений», – уверяет аналитик. Так, он обращает внимание на то, что Анкара постепенно закрывает свои наблюдательные пункты в сирийской провинции Идлиб, которые уже более года окружены силами армии президента Башара Асада. «В скором времени возможна активизация действий сирийской армии при поддержке России по южной стороне трассы М4, – говорит Хас. – Эрдоган для Москвы превращается в очевидный источник нестабильности и непредсказуемости. Именно поэтому взаимодействовать с ним в решении какого-либо конфликта для Кремля становится невозможным».

Эксперт считает, что желание Анкары быть посредником в урегулировании карабахского кризиса также выглядит по меньшей мере странно. «Турция никак не может претендовать на объективность хотя бы потому, что открыто называет Армению врагом, – отметил Хас. – Близкие отношения политической элиты Турции с джихадистами в скором времени могут привести к тому, что Москва при соответствующих условиях включит Турцию в страны, поддерживающие нестабильность в «ближнем зарубежье». Если Кремль допустит Анкару к реальным переговорам и посредничеству в решении карабахского конфликта, это будет означать согласие Москвы с той ролью, которую Анкара хочет играть в «зоне первостепенной ответственности» России». 


статьи по теме


Читайте также


Киев намерен воевать как минимум еще три месяца

Киев намерен воевать как минимум еще три месяца

Владимир Мухин

Действие моратория на удары по энергетическим объектам между РФ и Украиной завершилось

0
2973
США уговаривают Европу согласиться на мир с Россией

США уговаривают Европу согласиться на мир с Россией

Геннадий Петров

0
2976
Грузия претендует на лидерство в регионе

Грузия претендует на лидерство в регионе

Игорь Селезнёв

Тбилиси продолжает продвигать мирную повестку на Южном Кавказе

0
2687
Дети рисуют Симонова и Твардовского

Дети рисуют Симонова и Твардовского

Наталия Набатчикова

В Музее экслибриса и миниатюрной книги открылась выставка ко Дню Победы

0
419

Другие новости