Си Цзиньпин распорядился усилить поддержку частных фирм. Фото Reuters
Председатель КНР Си Цзиньпин, выступая в комиссии по реформам, призвал поддерживать частный бизнес. Государственные и все прочие компании должны быть поставлены в равные условия. Им должны быть обеспечены одинаковый доступ к сырью, одинаковая юридическая защита и одинаковые возможности для конкуренции на рынке. Эксперты связывают заявление лидера страны с тем, что в условиях торговой войны с США рост китайской экономики замедлился. Руководство КНР рассчитывает, что преодолеть эту тенденцию поможет снижение налогов и увеличение потребительского спроса.
Еще четыре десятилетия назад частных компаний в Китае фактически не было. Теперь они дают 60% ВВП, обеспечивают 80% рабочих мест для городского населения. Как сообщает Financial Times, частные фирмы также давали 90% продукции экспорта КНР.
Торговый конфликт с Америкой, повышение Вашингтоном пошлин на экспорт Поднебесной нервировали китайский фондовый рынок, подорвали возможности частных компаний привлекать с него средства.
Некоторые шаги, сделанные Коммунистической партией после того, как ее в 2012 году возглавил Си Цзиньпин, тоже не способствовали оптимистическим настроениям бизнес-сообщества. Так, было решено, что ячейки КПК в частных корпорациях должны играть большую роль в их бизнесе. Постановления партии гласили, что становым хребтом экономики остаются госпредприятия.
В беседах с иностранными репортерами некоторые успешные предприниматели жаловались: «го цзинь, минь туй» – государство наступает, народ отступает.
В годы бурного экономического подъема появились не только толстосумы, ворочающие миллиардами. Образовалась и процветающая прослойка среднего класса, купившая просторные квартиры, автомобили, выезжавшая в отпуск за границу. Но сегодня, как пишет газета South China Morning Post, это «поколение счастливых» охвачено тревогой. Ведь цены растут, а курс юаня падает. Эти люди больше не уверены в своем будущем, особенно из-за того, что существовавшая раньше возможность без труда перевести накопления за границу исчезает, а поток информации из-за рубежа властями ограничивается.
Типичен в этом плане случай Эммы Ян, 40-летней преподавательницы Университета в Гуанчжоу, столице провинции Гуандун. Окончив университет и начав зарабатывать, она купила двухкомнатную квартиру размером около 90 кв. м за 63 тыс. долл. пять лет назад. Потом купила еще одну квартиру. Но в последние несколько месяцев рыночная цена этих приобретений перестала расти. И Эмма не знает, сумеет ли сохранить их. Принадлежащие к тому же поколению люди не уверены, что власти не ограничат им право выезда за рубеж.
«Вы словно въезжаете на автомобиле в туннель и вдруг видите, что впереди все темно и нет никакого просвета», – говорит Эмма.
Между тем настроения населения очень важны для руководства страны. Ведь на фоне обострения спора с США Пекин надеялся подхлестнуть экономический рост, делая ставку как на увеличение потребительского спроса, так и на активизацию частного бизнеса.
Выступая в комиссии по реформам, Си Цзиньпин потребовал не только поддержать частный сектор, но и создать более благоприятную среду для инвесторов. Что же подразумевает эта директива?
В беседе с «НГ» руководитель Школы востоковедения ВШЭ(У) Алексей Маслов отметил: «За последние полгода Китай провел очень существенную реформу для облегчения жизни частного сектора и, самое главное, малых и средних предприятий. Например, уменьшены наполовину налоги на подавляющее большинство малых и средних предприятий. Или они вообще освобождены от налогов. А предприятия, которые находятся в неблагоприятных районах или в районах, где живут национальные меньшинства, вообще освобождены от арендной платы».
Это сделано для того, чтобы малые предприятия смогли разогнать внутренний рынок. «То есть чтобы внутренний рынок активно заработал. Это связано с последствиями американских санкций. Ведь главная опасность для Китая состоит в том, что на фоне падения экспорта произойдет схлопывание, то есть уменьшение работы внутреннего рынка. Тем более что наметилось торможение в провинциях, которые вносили большой вклад в экспорт: Фуцзянь, Чжэцзян, даже Гуандун. Крупные предприятия просто не в состоянии вкладывать туда деньги. Значит, надежда на малый и средний бизнес», – пояснил эксперт.
Поэтому государство должно продемонстрировать, что оно заботится о малом, среднем бизнесе и частных предприятиях. Раньше государство говорило, что оказывает поддержку лидерам производства, таким как Huawei. «Могло сложиться впечатление, что малые и средние компании забыты. Но это не так, они не забыты», – заключил Маслов.
комментарии(0)