Переговоры с Поднебесной теперь будет вести торговый представитель США Роберт Лайтхайзер. Фото Reuters
Президент США Дональд Трамп поручил продолжать переговоры с Китаем торговому представителю Роберту Лайтхайзеру. Он считается «ястребом», поэтому ожидают, что Вашингтон пригрозит Пекину новыми пошлинами. Но удалось ли хозяину Белого дома добиться уступок на встрече в Аргентине? Даже сотрудники Белого дома признают, что с Пекином заключено перемирие, а не мирный договор.
О том, что именно Лайтхайзер назначен главным переговорщиком, сообщили газета Wall Street Journal, а затем телеканал CNN. Лайтхайзер как сторонник жесткой линии выступал за то, чтобы усилить давление на Пекин с помощью тарифов на его импорт. Напротив, Стивен Мнучин, министр финансов, как деятель более чувствительный к колебаниям рынка, стремился уладить спор компромиссом.
Трамп подстегивал конкуренцию между своими самыми близкими советниками. Но Мнучин в интервью CNBC постарался рассеять впечатление о раздрае в Белом доме, подчеркнув, что за торговые переговоры с Китаем будет отвечать только один человек. Это президент.
Но каковы бы ни были взаимоотношения внутри команды Трампа, в Америке полемика идет прежде всего о том, к какой все же договоренности пришли Трамп и председатель КНР Си Цзиньпин. Наблюдатели в основном сходятся на том, что заключен не мир, а перемирие, которое может довольно скоро приказать долго жить.
Причем больше всего сомнений высказывается по поводу заявления членов администрации Трампа о том, что Пекин согласился понизить тарифы на американские автомобили. Как передал портал vox.com, администрация утверждает, что Пекин согласился снизить пошлины на американские машины, ввозимые в Китай, с 40% до нуля.
Хотя Китай не подтвердил этой цифры, она все равно звучит как хорошая новость. Ведь в таком случае американские машины станут более привлекательными для китайских покупателей. А их-то ни много ни мало, а миллиард с лишним.
Проблема в том, что так называемая уступка со стороны Пекина на самом деле может в дальнейшем привести к еще большему обострению разногласий. Во-первых, если Китай на самом деле согласился снизить тарифы на американские машины, то из этого могут извлечь еще большую выгоду, чем США, другие страны-автопроизводители.
Торговля между США и Китаем ведется на основе правил ВТО. В соответствии с принципом наибольшего благоприятствования страна не может дать преимущество только одному государству. Она должна предложить его и остальным. Другими словами, если Пекин снижает пошлины на американские авто до нуля, он должен сделать то же самое для всех других стран, которые хотят продавать свои авто Китаю. Они и больше всего выгадают.
«Не американские производители, а такие страны, как Япония, Южная Корея, и Германия, получат преимущество. Дело в том, что китайцы не покупают больших пикапов, на которые все больше фокусирует внимание американская промышленность», – говорит Джейкоб Кэркгаард, эксперт по международной торговле в вашингтонском Институте международной экономики Петерсона.
Кроме того, немцы выигрывают от того, что Пекин установил на их машины пошлины в размере 15%.
Во-вторых, большинство машин, продаваемых в Китае, там и производится. Это означает, что немного американских машин облагается поборами на границах Китая. Следовательно, снижение тарифа до нуля будет иметь очень маленькое влияние на американский экспорт в Китай.
Единственным путем для получения больших выгод от сделки стало бы заключение формального соглашения о свободной торговле. Такие соглашения имеют преимущество перед правилами ВТО. Но мало кто считает возможным подписание такого соглашения в настоящее время.
Тем более что даже Ларри Кадлоу, директор Национального экономического совета Белого дома, не называет договоренность в Аргентине соглашением. Как передал канал CBSN, экономисты напоминают, что «в мае была достигнута договоренность «о прекращении огня». А позже стороны вернулись к взаимным обвинениям и угрозам повысить тарифы.
Американским и китайским чиновникам, согласно версии Белого дома, предстоит вернуться за стол переговоров по следующим проблемам. Это права интеллектуальной собственности, принуждение к передаче технологий, нетарифные барьеры на пути американской продукции, кибершпионаж и похищение коммерческих секретов путем хакерства. Если согласия не будет, то американские пошлины на китайский импорт возрастут до 25%, как и планировалось.
«США хотят добиться уступок в пяти важных областях. Я не знаю, как этого можно достичь за 90 дней», – говорит Мишель Касарио, доцент экономики в Университете Вилланова (США). – Ведь Китай, к примеру, даже не признает передачи технологий в свою пользу под нажимом».
Характерно, что в Китае официальные СМИ осветили итоги переговоров Трамп–Си весьма сдержанно. Подчеркивалось, что Китай не сдал своих позиций. А когда саммит «двадцатки» закончился, агентство «Синьхуа» переключило внимание на встречу председателя КНР с президентом Аргентины (см. «НГ» от 04.12.18).
комментарии(0)