Спецпосланник генсека ООН по Сирии Стаффан де Мистура полагает, что действия «астанинской тройки» на деле привели к эскалации в Сирии. Фото Reuters
Проблемы перемирия в Сирии будут находиться в центре внимания министров иностранных дел РФ, Турции и Ирана, встреча которых состоится в Москве 28 апреля. Настал момент, когда единство разномастной «астанинской тройки» проходит проверку на прочность не только в военном, но и в дипломатическом плане. Попытки западных государств запустить параллельные «Астане» переговорные платформы эксперты называют свидетельством обострившейся конкуренции глобальных игроков за сирийское урегулирование.
Министерской встрече астанинского «триумвирата» предшествовали резкие заявления спецпосланника генсека ООН по Сирии Стаффана де Мистуры. «Инициативы под эгидой России достигли своего предела, – пояснил дипломат в интервью Би-би-си. – «Астана» была очень хорошей инициативой, но это всего три страны, а не все те, кто вовлечен. Подразумевалось, что их действия приведут к деэскалации конфликта, но то, что мы видим, – это его эскалация. «Сочи» (Конгресс сирийского национального диалога. – «НГ») был бы отличной инициативой в случае, если бы смог привести к созданию конституционной комиссии, которую мы могли бы обсуждать в Женеве». Де Мистура пояснил, что настало время для новых инициатив: «Пришло время дипломатии высокого уровня, с участием не только трех стран – гарантов астанинского процесса».
Похожее мнение высказал президент Франции Эмманюэль Макрон, который побывал с государственным визитом в США. На пресс-конференции по итогам своей поездки глава Пятой республики заявил, что его не устраивает переговорный процесс, стартовавший под эгидой РФ, Турции и Ирана 23–24 января 2017 года в столице Казахстана. Работа астанинской платформы, которая была призвана примирить официальный Дамаск
Эмманюэль Макрон хочет расширить количество участников сирийского мирного процесса. Фото Reuters |
и умеренные фракции вооруженной оппозиции, по мнению французского лидера, грозит «привести к разделу Сирии». Женевский же формат «имеет весьма законные основания, но у него на сегодняшний день не осталось импульса», приводит слова Макрона ТАСС. В связи с этим несколько недель назад Париж запустил работу собственной площадки по разрешению кризиса, к которой, как сообщил президент, присоединились США, Иордания и Саудовская Аравия. Ее цель – «провести переговоры и объединить союзников в регионе», уточнил глава Пятой республики.
Вопрос о будущем Сирии стоит все острее по мере приближения борьбы с «Исламским государством» (ИГ, запрещено в РФ) к финалу. «Мы продолжаем консультации с нашими союзниками и партнерами по поводу дальнейших шагов, – сообщил «НГ» собеседник в Госдепе. – Условие для перехода к следующей фазе кампании в этой многострадальной стране – уничтожение остатков ИГ».
Однако на какой правовой базе будет дальше выстраиваться кампания США в Сирии, остается под вопросом. «В наших подходах к происходящему в Сирии мы в отличие от некоторых западных держав четко придерживаемся норм и принципов международного права, опирающегося на Устав ООН, решений, принятых Советом Безопасности ООН в интересах скорейшего урегулирования сирийского кризиса, – заявили «НГ» в МИД РФ. – Важнейшими элементами этих решений являются подтверждение твердой приверженности суверенитету, независимости, единству и территориальной целостности Сирийской Арабской Республики, а также положение о том, что будущее Сирии должен определять сирийский народ».
Не исключено, что твердое намерение президента США Дональда Трампа вывести американский контингент из северо-восточных районов Сирии заставило Европу искать способ удержать инициативу в Арабской Республике – хотя бы на дипломатическом уровне. Неделей ранее о необходимости искать новую формулу сирийского урегулирования заявил глава МИД Германии Хайко Маас. О желании возобновить венский формат говорило и руководство Австрии.
Впрочем, в российской экспертной и дипломатической среде считают, что у западных стран есть основания относиться к «Астане» скептически. «В самом начале на Западе и в Персидском заливе относились с большим подозрением к астанинскому процессу, – напомнил «НГ» чрезвычайный и полномочный посол РФ, вице-президент Российского совета по международным делам Александр Аксененок. – Сейчас, после того как гаранты перемирия – Иран, Россия и Турция – не смогли предотвратить военную эскалацию в Восточной Гуте, в районе Хомса и даже в районе Идлиба, где сирийская армия неоднократно предпринимала попытки наступления, началась критика астанинского процесса со стороны западных и арабских оппонентов и стали раздаваться призывы к тому, чтобы гаранты выполняли свои обязательства. Если подходить с формальной стороны, в этом резон есть. Но дело в том, что критики не берут в расчет то обстоятельство, что Дамаск не может жить под прицелами минометов вооруженной оппозиции». Дипломат признает, что Запад активизировал поиск новых переговорных форматов.
«Астанинский процесс как инициатива Москвы и тем более как инициатива трех держав, которые пытаются вести свою игру в регионе, разумеется, не может устраивать западную коалицию, – заявил «НГ» заведующий научно-издательским отделом Института востоковедения РАН Алексей Сарабьев. – Довод, что астанинский процесс может привести к разделу Сирии, – это логическая уловка, когда аргумент противоположной стороны обращается против него. По всей Сирии сейчас, несмотря на заявление американского президента, усиливается американское присутствие на символическом уровне». Эксперт считает, что главным проводником американских интересов в регионе остается Франция, президент которой заявил в США, что готов поддержать любую военную инициативу Белого дома в Сирии и расширить французское военное присутствие. «Однако я бы не согласился с тем, что американцы уходят, – уточнил Сарабьев. – Они остаются как командующие парадом».
комментарии(0)