Россия и Франция сходятся во мнении, что жители Восточной Гуты нуждаются в срочной гуманитарной помощи. Фото Reuters
Конкретное выполнение резолюции Совета Безопасности ООН 2401 о временном прекращении огня в Сирии стало одной из главных тем переговоров главы МИД РФ Сергея Лаврова и его французского коллеги Жан-Ива Ле Дриана в Москве. Франция, очевидно, претендует на одну из ведущих ролей в том, чтобы остановить военный этап сирийского кризиса. Париж призывает разработать механизм контроля над «режимом тишины».
«Мы говорили о конкретном выполнении резолюции 2401, – сообщил Ле Дриан по итогам переговоров с Лавровым. – За эту резолюцию мы проголосовали также вместе в СБ ООН. Это нам позволяет заложить базу для гуманитарного затишья в течение 30 дней, которые дают нам возможность провезти туда гуманитарную помощь, обеспечить эвакуацию раненых». По словам министра, Франция видит необходимость в том, чтобы все стороны вооруженного конфликта согласились с перемирием, чтобы гуманитарные конвои были допущены в осажденные районы и чтобы все раненые были эвакуированы. Париж также считает важным создать особый механизм контроля над соблюдением перемирия.
Приезд Ле Дриана в российскую столицу, который стал третьим с тех пор, как он занял пост министра иностранных дел Пятой республики, рассматривался в качестве подготовительного этапа визита президента Франции Эмманюэля Макрона в Москву, запланированного на май этого года, уже после президентских выборов в России. «Мы нацелены на то, чтобы обеспечить переговорам президентов содержательное наполнение, которое соответствовало бы договоренности, достигнутой в Версале, о том, чтобы осуществить качественный прорыв в наших отношениях», – заявил Лавров. Вполне вероятно, что одним из главных пунктов повестки майского визита Макрона будет сирийский кризис, который в настоящее время обострился в связи с наступательной операцией сил официального Дамаска на Восточную Гуту – подконтрольный оппозиции анклав, где наряду с умеренными формированиями засели и откровенно джихадистские группировки.
Накануне приезда Ле Дриана в Москву Макрон провел телефонные переговоры с турецким президентом Реджепом Тайпом Эрдоганом, в ходе которых продемонстрировал собственный взгляд на установленное недавно временное перемирие. «По вопросу о Сирии президент Макрон подчеркнул срочную необходимость того, чтобы в соответствии с резолюцией СБ ООН немедленно и в полной мере соблюдались положения о прекращении боевых действий, чтобы тем самым положить конец нанесению неизбирательных бомбовых ударов и позволить срочно, уже в ближайшие часы или ближайшие дни, доставить гуманитарную помощь и провести эвакуацию раненых и больных», – говорится в заявлении Елисейского дворца. При этом в Париже подчеркивается: «Режим гуманитарной передышки распространяется на всю сирийскую территорию, включая Африн». Именно в этом анклаве на северо-западе Сирии, который контролируют сирийские курды, Турция пытается вести собственную военную операцию, объясняя ее «борьбой с террористами».
Франции бы хотелось взять на себя ведущую роль в сирийском урегулировании, отмечают в экспертной среде. «Сейчас в ЕС, реформе которого Париж придает огромное значение, особенно в силу того, что Меркель занята внутренними проблемами, Макрон стал тем человеком, который хочет взять на себя инициативу по консолидации всего европейского ансамбля, и точно так же он хочет взять инициативу в решении сирийской проблемы, – пояснила «НГ» профессор кафедры международных отношений и внешней политики России МГИМО МИД РФ Евгения Обичкина. – Во-первых, когда он был кандидатом в президенты, он предупредил: в отличие от подхода предыдущего президента его подход заключается в том, чтобы признать право участвовать в политическом урегулировании и за Асадом тоже. В этом была особенность его позиции. Во-вторых, французские СМИ очень много писали, что большую роль Франция намеревалась играть в переговорах с российской стороной вокруг резолюции СБ ООН по прекращению огня и по созданию гуманитарных коридоров. Вроде бы до последнего момента оставалась неопределенность, поддержит ли Россия эту резолюцию, но в итоге она стала плодом очень серьезного компромисса не только с российской стороны, но и со стороны тех, кто предложил резолюцию».
По итогам переговоров с Лавровым Ле Дриан заявил, что французская сторона не против инициатив, выдвинутых на Конгрессе сирийского национального диалога в Сочи, – в частности, речь идет о создании сирийской конституционной комиссии. Но, с точки зрения экспертов, приоритетным форматом разрешения сирийского кризиса для французской стороны остается тот, который будет находиться под полным контролем ООН. «Макрон здесь является заинтересованным игроком и с точки зрения ЕС как активного актора, который поддерживает европейскую безопасность, и с точки зрения Франции как страны, которая намеревается привлекать Россию к активному сотрудничеству по разрешению сирийской проблемы – правда, не в «астанинском формате», из которого, как с сожалением констатировал Макрон, западные страны исключены, а вот именно в таком – в формате под эгидой СБ ООН», – отмечает Обичкина. У французской стороны, по мнению аналитика, есть достаточные ресурсы для того, чтобы влиять на сирийское урегулирование – и дело тут не только в постоянном членстве в СБ ООН. «У Франции есть старая, хорошо отработанная культура переговоров, – говорит эксперт. – Это переговоры по достижению компромиссов, и этим французская сторона всегда очень гордилась».
комментарии(0)